30 мая 2019, 08:40 30 мая 2019, 09:40 30 мая 2019, 10:40 30 мая 2019, 11:40 30 мая 2019, 12:40 30 мая 2019, 13:40 30 мая 2019, 14:40 30 мая 2019, 15:40 30 мая 2019, 16:40 30 мая 2019, 17:40 30 мая 2019, 18:40

В Музее архитектуры им. Щусева рассказывают о "пионерах советского модернизма"

  • В Музее архитектуры им. Щусева рассказывают о "пионерах советского модернизма"
  • Картинка
    В Музее архитектуры им. Щусева рассказывают о "пионерах советского модернизма"
  • В Музее архитектуры им. Щусева рассказывают о "пионерах советского модернизма"
Музей архитектуры имени Щусева представляет экспозицию, посвященную самым ярким проектам советских архитекторов 50-60-х годов прошлого века.

«Пионеры советского модернизма». Музей архитектуры имени Щусева представляет экспозицию, посвященную самым ярким проектам советских архитекторов 50-60-х годов прошлого века.

Яркая манифестация новых принципов архитектуры ‒ горизонтальности, асимметрии, прозрачности…. Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах – пионер советского модернизма. Лаконичное здание – полная противоположность сталинской неоклассики. По завету Никиты Хрущева.

«Архитекторы больше не могли использовать в своих постройках большое количество украшений. На первое место выходит структура здания. Это первый на самом деле объект, когда был применен средовой подход в архитектуре», ‒ рассказала куратор выставки Полина Стрельцова.

Все началось в декабре 1954 года, когда Хрущев выступил с заявлением о том, что вся архитектура последних 20 лет ‒ это преступная растрата средств и неоправданные излишества. К концу сталинской эпохи больше половины жителей Москвы обитали в коммуналках и бараках. Жилищный кризис могла разрешить типовая застройка, четко отвечающая функции. Архитекторы недоумевали: как можно собирать здания, словно конструктор?! Руководство на это замечало: поэты обходятся 33 буквами для создания своих произведений, и проектировать нужно по такому же принципу. Зодчие оказались даже экономнее литераторов, некоторые жилые здания строились всего из двух дюжин элементов.

«Принцип экономии был определяющим. Квартиры были очень маленькие. Мебель была встроена, то есть все для того, чтобы сэкономить место», ‒ объяснила куратор выставки Ксения Кокорина.

Советский модернизм называют последней архитектурной утопией. В поисках нового художественного языка, зодчие возвращались к экспериментам авангардистов 20-х годов. В то время проекты не могли быть реализованы так, как задуманы, просто из-за отсутствия необходимых материалов: бетона и цемента, стали и чугуна. Лишь через 30 лет архитекторы смогли в полной мере использовать идеи своих предшественников, создав Останкинскую телебашню, здания ТАСС, МХАТа имени Горького.

«У советских архитекторов при всех идеологических особенностях, особенностях распределения заказа через крупные государственные строительные организации, при все при этом существовала определенная свобода творчества, которой не было у их западных коллег. Это парадокс. Потому что диктат денег, на самом деле, страшнее диктата идеологии», ‒ отметила директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева. 

Советский модернизм, узнаваемый и ностальгический и в то же время незнакомый для многих… Один из самых необычных архитектурных стилей сегодня мало изучен и признан. Яркие здания приходят в упадок, радикально перестраиваются или сносятся. Как отмечают сами архитекторы: «Советский модернизм ‒ предмет, не только не ставший национальным достоянием, но и рискующий им вовсе не стать».

Алия Шарифуллина

Новости культуры 
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация