В Москве продолжается книжный фестиваль "Красная площадь"
В столице продолжается книжный фестиваль «Красная площадь». Накануне там представили альбом рисунков Станиславского и новое издание мемуаров Сергея Эйзенштейна, а также подвели итоги двух конкурсов: «Живая Классика» - для юных чтецов и «Класс» - для писателей-подростков. С подробностями - Ольга Енина.
Для конкурса Михаил Гудков выбрал «Далекую и близкую сказку» своего земляка Виктора Астафьева. Говорит, это произведение трогает его душу, а значит, должно тронуть и зрителя. Михаилу 13 лет, он мечтает стать актёром и уверен, что такие состязания - хорошая практика. На финал конкурса юных чтецов «Живая классика» он приехал из Красноярска. И победил.
«Знаете, столько этапов от школьного до «Красной площади». И сейчас даже сложно поверить, что впереди уже ничего не будет. «Живая классика» - это целый мир, это страна, это жизнь. Я обязательно буду ещё участвовать и с удовольствием поеду в лагерь «Живая классика», - делится Михаил Гудков.
Ежегодно в конкурсе «Живая классика» участвуют около двух с половиной миллионов детей из России и 58 стран мира. В этом году вместо трёх - четыре победителя. Судьи говорят, что выбор был нелегким.
«Их талант перекрывает даже материал. Ты не понимаешь уже где ребёнок, а где автор», - говорит актёр, член жюри конкурса юных чтецов «Живая классика» Андрей Носков.
Книги классиков и авторов современных на «Красной площади» в дни фестиваля можно не только пролистать, купить, но и узнать, как составлялись издания. Директор музея МХАТ Марфа Бубнова представила читателям альбом «Неизвестный Станиславский. Материалы к постановкам, мотивы декораций, эскизы костюмов, гримы». Для альбома использовались материалы из фондов музея.
«Вот это эскизы декораций к «Двенадцатой ночи», они в таком виде на сцене не шли, но Станиславский выходил к художнику подготовленный. Это у нас «Дело Клемансо». Станиславский очень хотел поставить эту пьесу и специально писал своей сестре, которая в этот момент была в Париже, что нужно обязательно где-то купить эту пьесу. Станиславский сам её перевёл на русский язык с французского, потом был создан такой эскиз, но пьеса не была поставлена», - показывает директор музея МХАТ, составитель альбома Марфа Бубнова.
При жизни Сергея Эйзенштейна его воспоминания так и не вышли в свет. В 1997 году «Yo. Мемуары» - так назвал их сам автор - были впервые изданы в нашей стране. Историк кино Наум Клейман представил новое издание.
«Мы немножечко уточнили, убрали тексты, которые не относились прямо к мемуарам, но и носили такой мемуарный характер. Мы раньше собрали, а теперь мы поставили цель оставить только то, что он для этой книги написал», - отмечает киновед Наум Клейман.
В мемуарах Эйзенштейна, в отличие от первого издания книги, практически ничего не было написано про фильм «Броненосец Потёмкин». Тогда, в 1997 составители использовали его статью о картине, но позже посчитали, что написана эта статья в другом ключе и выбивается из общего повествования. Нынешнее издание - не просто мемуары, а психологический и научный автопортрет режиссёра, который говорит о рождении образа, цветовом планировании, изобретении измерений кино, и что важную роль во всём этом играет интуиция.
На фестивале «Красная площадь» подвели итоги и I Всероссийского литературного конкурса «Класс». Одна из 5 победителей - Елизавета Натальина. На конкурс она прислала рассказ на одну из пяти предложенных тем – «Мне кофе без молока, пожалуйста».
«Про молодого человека, который едет в поезде дальнего следования и сходит с ума от скуки. К нему подсаживается дама, и он никак не может понять, что с ней не так. У нас были мастер-классы с писателями полезные, во многом похожие на лекции», - рассказывает Елизавета Натальина.
«Это люди, которых по крупицам мы кристаллизуем и выращиваем, которые попадают в лабораторию уже сегодня маститых писателей, которые с ними будут возиться, как когда-то на рубеже XIX - XX веков и Толстой, и сам Бунин, и многие другие возились с молодыми писателями и помогли им найти новую дорогу», - говорит председатель попечительского совета Всероссийского литературного конкурса «Класс!» Александр Митрошенков.
Первый конкурс охватил только несколько городов - Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов и Пермь. Но организаторы планируют расширять географию.
Ольга Енина