О нововведениях на XVI конкурсе Чайковского
У XVI конкурса Чайковского сразу несколько нововведений. Одно из них - участие исполнителей на духовых инструментах. Анастасия Егорова побывала в Репино, где проходят состязания по специальности «деревянные духовые».
Концертный зал Репино - в 40 километрах от Санкт Петербурга. За окном лес и Финский залив. В нескольких метрах усадьба Ильи Репина, дача Корнея Чуковского, дом творчества, в котором работал Дмитрий Шостакович. Гармония пространства, звука и инструмента. 48 исполнителей на деревянных духовых соревнуются здесь в первом туре.
У Юри Валлентина в зале «Репино» была всего одна репетиция, говорит, этого достаточно. Пару дней назад приехал из Германии. Там играет в оркестре Ганновера. На гобое, с которым не расстается, с золотыми и серебряными языками.
«Конкурс Чайковского – сегодня самый престижный музыкальный конкурс, где есть номинация «деревянные духовые». Принимать в нем участие - это большая ответственность. Зато это шанс увидеть Россию и Петербург!», - делится Юри Валлентин.
Марсо Лефевр живет в Париже, на работу ездит в Брюссель. Говорит, на поезде это не занимает много времени. Играет в брюссельском филармоническом оркестре. Сейчас на фаготе, но пришел к инструменту не сразу:
«В детстве я учился играть на саксофоне. Я вырос в Авиньоне, в 7 лет увидел уличного саксофониста и подумал: а ведь ему неплохо платят, я тоже так хочу. Я играл в горах, но на Финском заливе впервые».
Арон Кьиеза также солист оркестра. 2 года назад из Италии переехал в Швейцарию. Работает там. Лауреат международных конкурсов, считает конкурс Чайковского большим шагом для своей карьеры:
«Я солист оркестра, но это не навсегда. Мне важно развиваться. И важен результат этого конкурса, важно дойти до конца. Я непременно использую этот опыт, это возможность выйти на новый уровень».
Как говорят члены жюри, деревянные духовые до сих пор воспринимаются как оркестровые. Новая номинация должна напомнить о потенциале гобоя, кларнета, фагота и флейты - и музыканта.
«Задача этого конкурса - найти не хорошего оркестранта, не человека, который бы выиграл прослушивания в крупный оркестр, а солиста, который мог бы сыграть на мировой арене с любым оркестром мира», - говорит Денис Буряков, председатель жюри конкурса деревянных духовых инструментов.
Несколько лет назад жюри с первых нот определяло, где учился конкурсант - в России или, например, во Франции. Сейчас граница между исполнительскими школами стерта. Обмен знаниями стал проще, взаимное влияние разных стилей - сильнее. И оценивают участников по новой системе.
«Система в основном да, это просто, объективно и без обсуждений», - поясняет Денис Буряков.
«Я думаю очень важно, какое у исполнителя видение музыки. Он должен рассказать в своем выступлении целую историю», - отмечает Зон Жак, член жюри.
Первый тур продлится три дня. Во второй пройдет лишь треть участников.
Анастасия Егорова