На Чеховском фестивале – премьера спектакля Владимира Панкова "Медведь"
Мировая премьера на Театральном фестивале имени Чехова. В международной программе смотра показали спектакль «Медведь» в постановке художественного руководителя театра «Центра драматургии и режиссуры» Владимира Панкова. Подробности у Валерии Кудрявцевой.
Буффонада, водевиль, поэтический театр. «Медведь» на Чеховском фестивале заявлен как мировая премьера. Чехов для Чеховского – автор особый. Валерий Шадрин, директор смотра, неоднократно предлагал Владимиру Панкову ставить что-то по Чехову. Это стало хорошей традицией, и чутье ни разу не подвело продюсера.
«Мы говорим Чехов и здесь мы сразу говорим: "Валерий Иванович Шадрин". Когда прозвучал звонок, он мне сказал: "Свадьба" или "Медведь". Представляете, 10 лет назад где-то, мы тогда остановились на "Свадьбе". Представляете, сколько лет прошло, и наконец-то осуществилась мечта, и произошел "Медведь"», ‒ рассказал Владимир Панков.
В основе «Медведя» – роман, вспыхнувший между двумя незнакомыми людьми. Безутешная вдова в исполнении Елены Яковлевой и грубоватый помещик, требующий уплаты долга ее покойного мужа – Александр Феклистов – попеременно разыгрывают то ненависть, то любовь. Легко, искрометно, с юмором. Традиционный водевиль, который многие помнят по фильму с Ольгой Андровской и Михаилом Жаровым, Панков переосмысливает в созданном им жанре саундрамы. Все строится на пересечении оперы и драмы. И этот перекресток оказался самым сложным.
«Я на репетициях особенно кайфовал, когда я не понимал ничего: ни одного задания, которые дают музыкантам и оперным певцам, мы с открытым ртом, с Леной Яковлевой, ходили. Володя работает как дирижер. Он буквально работает с руками, так он это видит. Он такой дирижер-художник, когда он такими мазками, когда он требует еще отсюда какого-нибудь стука, а здесь пусть кто-то запоет», ‒ говорит актер Александр Феклистов.
Арии на итальянском, французском и немецком, специально написанные Артемом Кимом и Сергеем Родюковым, соединяются с русскими романсами. Поединок страстей между героями от этого еще ярче.
«Существование драматического театра рядом с оперным ‒ это очень оказывается непросто. Потому что, когда они поют, замечательно поют свои арии, очень трудно вступить и играть что-то драматически, потому что тянет на театральные примочки старого театра, когда они говорят немножко в нос, немножко с пафосом. Вот почему-то рядом с оперным существованием хочется так делать. Почему ‒ не понятно», ‒ призналась народная артистка России Елена Яковлева.
Как поющие и ироничные двойники, за главными героями следуют певцы Петр Маркин и Надежда Мейер. Они поют друг другу все то, что говорят или только хотят сказать драматические главные герои. В спектакле-шутке Владимира Панкова ‒ истинные знатоки творчества Чехова, кроме собственно, «Медведя», наверняка обнаружат биографические линии из жизни самого писателя, а также цитаты из некоторых его произведений. «Дама с собачкой», цитаты из «Трех сестер» – все здесь не случайно. В спектакле две фотографии мужа главной героини: на одной ‒ Чехов, на другой – Немирович-Данченко. Зрителю предстоит разгадывать непростой ребус. Смеяться над противоречивостью женской природы и наполняться светлой иронией, которой в спектакле Панкова с избытком.
Валерия Кудрявцева