Робер Лепаж привез в столицу новую версию спектакля "Семь притоков реки Ота"
Мировая премьера в Москве. Робер Лепаж привез в столицу новую версию своего знаменитого спектакля «Семь притоков реки Ота». Семичасовая сага о судьбе человечества будет идти три вечера подряд. Ею завершается Чеховский фестиваль. Валерия Кудрявцева уже увидела постановку.
«Семь притоков реки Ота» назвал свой спектакль Робер Лепаж, и ровно 7 часов потребовалось ему, чтобы поделиться со зрителями своими размышлениями о том, как трагедии Хиросимы и Холокоста повлияли и продолжают влиять на человечество. Для зрителей спектакль Лепажа – не просто обычный поход в театр. Это однодневное театральное путешествие сквозь время и пространство.
В этом спектакле герои говорят на английском, немецком, французском и испанском. А сам Лепаж – мастер создавать спектакли-миры – использует отдельный театральный словарь для каждой части спектакля. Многое, например, взял из традиционного японского театра. Виртуозно добивается эффекта, когда разные стили и языки создают единую ткань истории.
Все началось с истории жизни женщины, пережившей ядерную бомбардировку Хиросимы. Лепаж услышал ее в Японии. И вот в спектакле сошлось около 50 судеб людей, которых так или иначе коснулись трагедии Второй мировой войны. Причем размышлять о том, как все это повлияло на мир и человека, Лепаж берется второй раз – первая версия «Семи притоков» была создана в 1994 году. Но четверть века спустя режиссер снова возвращается к этой сложной теме.
«Я зрелый режиссер, который работает с молодыми актерами. И часто, когда я говорю о каких-то исторических событиях, я не вижу в них отклика. Нам кажется само собой разумеющимся, что люди знают о ядерной угрозе и о событиях, которые случились в Хиросиме и Нагасаки почти 75 лет назад. Но выросло уже несколько поколений, у которых очень слабое представление о том, что это такое. И мне кажется, что именно театр должен сегодня стать настоящей памятью», - подчеркнул режиссер Робер Лепаж.
Ота – одна из наиболее известных и красивых в Японии рек, протекает на западе Хиросимы и состоит из множества притоков. Но действие спектакля простирается шире – в концентрационный лагерь Терезиенштадт в Чехии, в библиотеку в Амстердаме, кафе. За семь часов стирается грань между артистами и зрителями, люди по обе стороны рампы превращаются в марафонцев – обитателей мира, созданного Лепажем.
«Некоторые приходят и говорят: останусь на пару часов или на три часа. А потом они остаются на все 7 и в конце удивляются. Что? Уже закончилось? Почему так мало? Это самый частый комментарий, который я слышу по поводу этого спектакля. Я думаю, что в театре время очень эластично. И если происходящее на сцене людям близко и захватывает их, время становится относительно. Зрители выходят со спектакля удивленными, с чувством, что им сделали массаж», - рассказал Лепаж.
Чтобы жить дальше, нужно помнить историю, приоткрывать окна в другие культуры, слышать разные точки зрения и никогда не забывать уроки. Посыл «Семи притоков реки Ота» внятен и прост. Но повторять приходится снова и снова.
Валерия Кудрявцева