Злоупотребление электронными девайсами ухудшает понимание научной информации
Психологи и лингвисты из Университета Пенсильвании исследовали, как работает мозг человека при его попытке понять сложные научные концепции. Заметим, что об этой области нейробиологии специалистам известно пока достаточно мало.
Учёных интересовало не просто восприятие сложной информации. Они решили проследить связь частого использования смартфонов и планшетов со способностью понимать академические тексты.
В своём новом эксперименте исследователи прибегли к помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Эта технология позволяет оценить активность головного мозга, связанную с усваиванием информации, поступающей во время чтения.
При выполнении фМРТ учёные с помощью специального устройства отслеживали движения глаз 51 участвующего в исследовании студента. Так специалисты могли лучше оценить способность читателей следить за научным текстом.
В ходе исследования участники, находясь внутри МРТ-сканера, прочитали пять научных статей. Тексты охватывали самые разные темы от математики и инженерии до GPS-технологий, исследования Марса и окружающей среды. В конце каждой специализированной статьи добровольцев ждал тест из 10 вопросов по "пройденному материалу".
Исследователи обнаружили, что чем больше (по собственным оценкам участников) студенты зависели от своих электронных устройств, тем ниже была активность островковой доли и нижней лобной извилины головного мозга. Именно эти области занимаются обработкой информации, концентрацией внимания и восприятием языка.
По всей видимости, у людей, привыкших читать и писать небольшие сообщения, могут перестать развиваться умственные способности, необходимые для восприятия нескольких сложных концепций, распределённых по всей научной статье. Именно со специфической структурой научных текстов может быть связано ухудшение восприятия материала.
Дело в том, что информация в таких статьях сильно взаимосвязана и построена по принципу иерархии. То есть чтобы понять материал из какой-либо части такого действительно непростого повествования, необходимо запомнить и держать в голове множество объяснений, данных в тексте ранее.
"Чрезмерное ежедневное увлечение гаджетами может ослабить способность людей воспринимать структуру научных концепций. Процесс постижения науки – это не случайное "складывание" предложений или фрагментов текста, а умение объединить ключевые понятия из этого текста в чёткую структуру. С этим у многих студентов сегодня возникают проблемы", – объясняет главный автор научной работы профессор Пхин Ли (Ping Li) в пресс-релизе Университета Пенсильвании.
Процесс снижения активности изученных структур головного мозга в общем подобен потере тонуса мышц при отсутствии тренировок. Исследователи предполагают, что при частом использовании одних областей мозга и игнорировании других, незадействованные участки как бы ослабевают, а их работоспособность снижается.
Кстати, в 2017 году коллектив под руководством профессора Ли уже занимался изучением связи чтения научной литературы на электронных девайсах и способностью понимать прочитанное. Подробную информацию об этой работе можно найти в прежних материалах "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru).
Несмотря на некоторую однозначность полученных результатов, эксперты отмечают, что им ещё предстоит проделать большую работу. Важно понимать, что новые данные лишь указывают на связь между чрезмерным увлечением электронными гаджетами и снижением активности специфических структур мозга. Но утверждать, что смартфоны и планшеты являются причиной ухудшения работы данных участков мозга пока ещё нельзя, предупреждает профессор Ли.
В дальнейшем исследователи планируют заняться изучением влияния мобильных устройств на определённые возрастные группы людей. В частности, преподаватели средних школ могут быть заинтересованы в последствиях использования электронных "помощников" в обучении детей, уверены учёные.
Научная работа, выполненная под руководством Пхина Ли, опубликована в издании Scientific Reports.
В материалах "Вести.Наука" можно найти много информации о воздействии современных электронных девайсов на человека. В частности, мы рассказывали об изменениях в мозге детей, чрезмерно привязанных к гаджетам, а также об оптимальной продолжительности использования смартфона.
Оставайтесь в курсе новостей науки, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВК, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.
Мы будем рассказывать о последних научных достижениях и далее, а пока предлагаем узнать, как современные технологии могут улучшить успеваемость школьников.