16 сентября 2019, 17:53 16 сентября 2019, 18:53 16 сентября 2019, 19:53 16 сентября 2019, 20:53 16 сентября 2019, 21:53 16 сентября 2019, 22:53 16 сентября 2019, 23:53 17 сентября 2019, 00:53 17 сентября 2019, 01:53 17 сентября 2019, 02:53 17 сентября 2019, 03:53

Анатолий Смелянский – о проекте "Изобретение пространства"

  • Анатолий Смелянский – о проекте "Изобретение пространства"
Событие недели: в эфире нашего телеканала – авторская программа Анатолия Смелянского «Изобретение пространства». Серия посвящена трём выдающимся театральным художникам России – Давиду Боровскому, Эдуарду Кочергину и Сергею Бархину.

Событие недели: в эфире нашего телеканала – авторская программа Анатолия Смелянского «Изобретение пространства». Серия посвящена трём выдающимся театральным художникам России – Давиду Боровскому, Эдуарду Кочергину и Сергею Бархину. Наш корреспондент Алина Артес узнала у Анатолия Смелянского о секретах создания передачи.

А.А. – Анатолий Миронович, как Вы придумали название цикла – «Изобретение пространства»?

А.С. – Когда-то Питер Брук в одной из своих книг писал о пустой сцене, которую надо одухотворить, заполнить и так далее. Поэтому само слово «пространство» теперь бесконечно употребляется героями этой программы, в том числе, Бархиным, работы которого вообще в программках ТЮЗа начали подписывать, как «пространство – Сергей Бархин». То есть не просто художник, сценограф и так далее. А автор пространства.

А вообще «Изобретение пространства» – это изначальный замысел тех, кто творит театр. Пространство – вообще философичное понятие. А уж в театре пространство – это способ решения сцены, игры с ним.

И если быть честным, то художники – это те, кто в последние полвека пересоздали театр, пересоздали наше понимание о том, с чем мы сталкиваемся, пересоздали возможности для актерской игры и режиссуры. Именно художник вместе с режиссером дает толчок к тому, что в дальнейшем мы будем называть спектаклем.

А.А. – Почему в центре рассказа именно эти художники?

А.С. – Во-первых, это для меня важнейшие мастера сцены. Во-вторых, с ними я общался раньше. Это программа основана на разговорах моих, причем довольно давних – весной 2006 года. Я тогда делал программу для телеканала «Культура», она называлась «Растущие смыслы» о русской классике на современной  сцене. И я решил поговорить с кардинально важными для меня людьми: Боровским, Кочергиным, Бархиным.

И несколько лет назад, выпуская программу, посвященную Любимову, я снова увидел эти записи, и тогда мне пришла идея «двухвременного» рассказа. С одной стороны, разговор из 2006 года, который совсем не устарел. С другой – мои комментарии из года 2019, которые помогают нарисовать портрет художника. Так, появляется «искорка» и напряжение времени. Они и подпитывают этот фильм.

А.А. – Есть ли во всех сериях что-то общее?

А.С. – Как минимум, то, что начинается и заканчивается каждая серия мемориальным музеем Давида Боровского, которого я считаю центральным человеком русской сценографии последнего полувека. И конечно, сами художники, которые говорят друг о друге с восторгом и уважением.

У Пастернака есть такая строчка: «Мы говорим за всю среду». И вот это про них. Они говорят, дополняя друг друга, создавая общую удивительную театральную картину.

А.А. – А сегодня профессия театрального художника претерпела фундаментальные изменения?

А.С. – Конечно, об этом и сама программа! Они рассказывают о том, как появились концептуальные решения, как на сцене стали ставить масштабные произведения – киносценарии, поэмы! И мы теперь привыкли к понимаю этой сложной структуры, а ведь такое было не всегда! Теперь играют везде – в фойе, на ступеньках, на балконах. Открылось пространство больше, чем сцена. И это придумано этими тремя художниками. Они произвели тектонические сдвиги в понимании природы театра.

А.А. – Что было самым сложным для вас в процессе работы?

А.С. – Стояла задача из не нацеленного двухчасового разговора сделать какую-то связанную историю. Была абсолютная микрохирургия. А потом нужно было понять, в каких местах мне можно было накладывать закадровый текст, чтобы создавать портреты художников, как бы из другого измерения, из 2019 года.

Плюс непростой была и визуальная составлявшая картины. Вот, говорит Боровский о спектакле Брука «Король Лир», который он видел в 1964 году в Москве. И он описывает его в деталях, перечисляя оттенки декораций. И он говорит, что это спектакль перевернул его мозги. Но как найти изобразительный ряд на такие слова? Помогла гарвардская театральная коллекция: они мне дали 15 потрясающих фотографий, которые были переданы библиотеке очень давно. И любопытно, что этот ряд полностью подтвердил все сказанное Боровским. И это конечно эффект колоссальный, причем таких эффектов там довольно много. Смотрите сами!

Смотрите авторскую программа Анатолия Смелянского «Изобретение пространства» 16, 17 и 18 сентября в 21:35 в эфире телеканала «Россия К».

Читайте также: Авторская программа Анатолия Смелянского. «Изобретение пространства»

Фото: Вадим Шульц 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация