16 сентября 2019, 18:51 16 сентября 2019, 19:51 16 сентября 2019, 20:51 16 сентября 2019, 21:51 16 сентября 2019, 22:51 16 сентября 2019, 23:51 17 сентября 2019, 00:51 17 сентября 2019, 01:51 17 сентября 2019, 02:51 17 сентября 2019, 03:51 17 сентября 2019, 04:51

"Русский Йорданс" - новая выставка в ГМИИ имени Пушкина

  • Картинка
  • "Русский Йорданс" - новая выставка в ГМИИ имени Пушкина
  • Картинка
    Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку "Русский Йорданс"
  • "Русский Йорданс" - новая выставка в ГМИИ имени Пушкина
Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку «Русский Йорданс». В экспозицию впервые вошли практически все работы великого фламандского мастера, которые хранятся в российских собраниях.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку «Русский Йорданс». В экспозицию впервые вошли практически все работы великого фламандского мастера, которые хранятся в российских собраниях.

Екатерина II купила эту картину – «Оплакивание Христа» как произведение Рубенса. Передала ее Троицкому собору Александро-Невской лавры в Петербурге. Католический образ стал молитвенным в православном храме. И только в 2006 году специалисты определили, что автор работы - Якоб Йорданс.

Картина находилась в монастыре 225 лет, пережила блокаду и покинула Петербург впервые. То, что долгое время авторство приписывали Рубенсу, не удивительно. 

Фламандские живописцы XVII века - Йорданс и Рубенс - дружили и не раз работали вместе. Однажды Йорданс даже подарил другу свою картину – «Одиссей в пещере Полифема». 

Якоб Йорданс - мастер фламандского барокко. Писал и жанровые сцены, и аллегории, особое внимание уделял цвету.

«Построение картины вдоль переднего плана, без пространственной глубины, с подчеркиванием плоскости, декоративной плоскости. Художник как бы боится пустоты. Он заполняет всё пространство картины», - отметил заведующий Отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. Пушкина, куратор выставки Вадим Садков.

Якоб Йорданс много писал по заказу католической церкви. Большинство картин - на евангельские сюжеты. Он продолжал работать в этом направлении даже после того, как стал кальвинистом. Этапы творчества Якоба Йорданса можно проследить и по рисункам: от ранних, которые специалисты считали работами неизвестного итальянского художника, до поздних - барочных, с глубоким чувством цвета, но прорисованных не четко. К концу жизни у мастера испортилось зрение.

«Если рассматривать его рисунки как картины вблизи, они уже кажутся чем-то таким приблизительным, потому что зрение у художника изменилось. И опять - чувство цвета. Цвет у Йорданса есть всегда», - отметил художник.

Эта выставка - начало большого проекта Пушкинского музея. Его цель - рассказать о коллекциях, которые формировались в российских собраниях, и о том, как ведется научная работа не только в центральных, но и в региональных музеях.

«Умение атрибутировать вещи, возможность хорошей, профессионально реставрации, возможность соучастия в больших выставках вместе - это всё служит нам вместе на общее наше благое дело. Поэтому участие региональных музеев, мне кажется, здесь - ключевая позиция», - добавила директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак. 

18 картин и 31 рисунок из коллекций Пушкинского, Екатеринбургского, Нижегородского музеев, Эрмитажа и Пермской государственной художественной галереи - это и есть «Русский Йорданс».

Юлия Кундрюкова 

Новости культуры 
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация