В Московском музее современного искусства открылась выставка Йоко Оно "Небо всегда ясное"
В столичном Музее современного искусства - одно из событий фестиваля «Территория» - персональная выставка Йоко Оно «Небо всегда ясное». В центре экспозиции - серия работ «Инструкции». Художница делает зрителя участником процесса создания произведения искусства. Как это происходит – увидела Анастасия Егорова.
«Смотрите на солнце, пока оно не станет квадратным». «Посчитайте все слова в книге, вместо того, чтобы их прочитать». Фразы, напоминающие японские хокку - знаменитые «Инструкции» Йоко Оно. По мнению художницы, они запустят глобальный процесс улучшения мира. Больше сотни посланий человечеству Йоко Оно сочинила в 1964-м. А затем к тексту добавила объекты, чтобы зрители взаимодействовали с миром.
«Сейчас я трансформировал эту работу. После меня также придут люди и количество гвоздей на доске увеличится - так экспозиция будет постоянно преобразовываться», - говорит Гуннар Б. Кваран, куратор выставки.
«Картина, на которую надо прибить гвоздь» - тоже начала 60-х. Выполняя инструкции зрители становятся соавторами. На каждый гвоздь Оно просит намотать собственный волос, чтобы работа стала персональной. В большом мешке - художница предлагает обнаженными провести несколько минут. Или сыграть в шахматы на кристально белой доске - так, забыть про искусственное разделение и любые границы - между расами и странами.
«Последние 10-15 лет Йоко Оно стала общаться с людьми по всему миру. Благодаря интернету она смогла напрямую узнавать об их проблемах, к которым затем обращалась в своих работах. Наиболее сильная ее работа - проект «Восставая» - о насилии над женщиной, не только физическом, но и психологическом», - рассказывает Гуннар Б. Кваран.
Здесь откровенные истории участниц проекта и фотографии их глаз - присланные анонимно Йоко Оно через интернет. В проекте участвовали женщины со всего мира, пережившие насилие. Экспозицию уже показали в Южной Америке, Европе, Азии, теперь и в России. Йоко Оно нередко в создании выставки просит поучаствовать и других художников. Оля Кройтор - одна из шести российских авторов проекта «Водное событие». Каждый из них предоставил сосуд, Йоко Оно - воду.
«Мы делали подушку из гипса, на которую проецируется изображение того, как я сплю. На данный момент инсталляция называется сны. Это про пограничное состояние между сном и бодрствованием. У меня рождаются произведения, когда ты находишься, как я считаю в этом пограничном состоянии, между сном и бодрствованием, оно является моментом соединения, ты являешься абсолютным передатчиком», - объясняет Оля Кройтор, художник.
Йоко Оно стала одной из первых, кто начал привлекать зрителя к сотворчеству.
«Безусловно, это интересно. Это расширяет кругозор, делает художника более доступным для зрителя, а зрителя более вдумчивым в творчестве ее. У нее социальное творчество, оно всегда заставляет посмотреть в глубину себя», - отмечает Василий Церетели, художник.
Один из перформансов познакомил Оно с будущим мужем. Картина на потолке 66-го года - по легенде именно та инсталляция, благодаря которой Джон Леннон познакомился с Йоко Оно. Увидев в пустой комнате лестницу, музыкант решил взобраться по ней. Взял лупу и увидел на потолке крошечное «да», которое, возможно, воспринял, как знак.
«Самый известный неизвестный художник», говорил о жене и музе Джон Леннон, имея ввиду, что ее имя популярно, а работы нет. А она, не останавливаясь, продолжала по-своему бороться за мир во всем мире. Все-таки склеивать разбитую чашку. И в прямом смысле оставлять на планете свой отпечаток.
Анастасия Егорова