Исполнилось 40 лет со дня выхода на экраны фильма "Место встречи изменить нельзя"
Исполнилось 40 лет со дня выхода на экраны фильма «Место встречи изменить нельзя». Премьерный показ картины Станислава Говорухина прошел на Центральном телевидении в 79-ом году и был приурочен ко Дню Милиции. Лента получила зрительское признание, а ее героям установлены памятники. О секрете успеха - Станислав Анисимов.
Выяснять, с какой банды была списана «Черная кошка», кто же стоял за образом Жеглова или Шарапова, продолжают и сегодня. Уверенным можно быть в одном: братья Вайнеры в романе «Эра Милосердия», ставшем основой сценария, искали точные и достоверные детали эпохи.
«Они долгое время консультировались с начальником МУРа Корнеевым Владимиром Федоровичем, и потом в 1979 году, когда по этому произведению снимали фильм «Место встречи изменить нельзя», а это культовый фильм для сотрудников МУРа, так Корнеев помогал им в этом», - отметила руководитель музея Истории МУРа Олеся Скударева.
Корнеев пришел на работу в МУР в 44-м, послевоенную уголовную Москву он знал досконально, как и быт правоохранительных органов. Многие его советы стали запоминающимися деталями.
Автобус ЗИС-8, на котором ездила группа оперативников МУРа и в романе Вайнеров, и в телефильме Говорухина. За неповоротливость его назвали, в честь немецкой самоходки, Фердинанд. Вот только на экране -не оригинал, а копия. В конце 70-х для съемок «Места встречи» автобус Говорухину пришлось заказывать на «Мосфильме».
«После Великой отечественной войны они не сохранились практически. Почти весь автопарк погиб на дорогах войны. Киностудия специально для себя заказала такой автобус на Заводе имени Лихачева. И по счастливой случайности он снялся у Говорухина в фильме «Место встречи изменить нельзя», - отметила заведующая музеем киноконцерна «Мосфильм» Елена Морозова.
Воссоздать материальный мир послевоенной столицы в фильме оказалось проще, чем показать криминальную среду. Камнем преткновения стал жаргон. Сначала консультанты из МУРа, а затем и руководство Центрального Телевидения были против воровского жаргона на экране. Специалисты утверждают, из-за этого речь героев получилась излишне литературной.
«Он даже тюрьму называет тюрьмой. Ну вряд ли уголовник в 40-е годы назвал так. Ну кича, например. Помните, как в песне: с одесского кичмана сбежали два уркана», - рассказал заместитель начальника Центра обеспечения учебно-воспитательной работы ФСИН России Владимир Лебедев.
Помогал личный опыт актеров. Иван Бортник рассказывал в интервью: образ своего героя, вора шестерки, он создавал по детским воспоминаниям: отсюда и убедительность. Сцена ареста Промокашки - чистая актерская импровизация.
Имена персонажей «Места встречи» стали нарицательными, сам фильм разошелся на цитаты и обошел по популярности первоисточник братьев Вайнеров.
«В журнале «Смена» он публиковался под этим названием «Место встречи изменить нельзя». Мне казалось, что название неудачное, я не любил его. А сегодня я понимаю, что оно стало как поговорка. Дальше встречаемся там - место встречи изменить нельзя», - поделился Говорухин.
Феномен успеха фильма в том, что это Говорухин перенес на экран главный конфликт «Эры милосердия» между Жегловым и Шараповым.
«Роман писался не совсем про Жеглова, а именно про то что Жеглов важен, но он исторически уйдет, потому что он не гуманист, он несет эту эру милосердия. Вот за эти сорок лет с момента выхода фильма эра милосердия так и не настала. Но место встречи с эрой милосердия по-прежнему изменить нельзя», - отметил кинокритик Вячеслав Шмыров.
Памятник героям «Места встречи» установлен у входа в здание столичной полиции на Петровке, 38. Работа Александра Рукавишникова это еще одно напоминание о главном вопросе сериала: жить по Жеглову или по Шарапову?
Станислав Анисимов