9 декабря 2019, 16:07 9 декабря 2019, 17:07 9 декабря 2019, 18:07 9 декабря 2019, 19:07 9 декабря 2019, 20:07 9 декабря 2019, 21:07 9 декабря 2019, 22:07 9 декабря 2019, 23:07 10 декабря 2019, 00:07 10 декабря 2019, 01:07 10 декабря 2019, 02:07
  • Ксения Васильева

Специалисты впервые "научили" слуховые клетки восстанавливаться

Активация генов стимулировала деление зрелых специализированных клеток внутреннего уха.
    Фото с сайта pixabay.com.
Неспособность зрелых клеток внутреннего уха к делению до сих пор оставалась принципиальным препятствием в лечении глухоты. Недавно учёные предложили новаторский способ справиться с этой проблемой.

Тяжёлыми нарушениями слуха, по данным ВОЗ, страдает более пяти процентов населения нашей планеты. В целом ряде случаев современная медицина, к сожалению, не в силах помочь таким людям вернуть слух.

Отметим, что основная сложность в лечении глухоты состоит в неспособности зрелых клеток внутреннего уха млекопитающих к делению. Так же обстоят дела и у человека. Дети появляются на свет с уже готовым "набором" слуховых клеток.

По этой причине повреждения внутреннего уха, в частности, его так называемых волосковых клеток, приводят к стойкой и необратимой утрате слуха.

Вкратце поясним, что волосковые клетки – это своего рода приёмники и усилители звука, ключевое звено в способности слышать. Они преобразовывают колебания акустической волны в электрические сигналы, которые затем направляются в мозг.

Некоторые генетические причины, а также неблагоприятные факторы окружающей среды (например, чрезмерное воздействие громких звуков, а также старение) разрушают эти драгоценные не способные к восстанавлению клетки.

Несмотря на прогресс в технике, генной терапии и создании методик лечения стволовыми клетками в лечении глухоты, надёжная "починка" этапа восприятия и передачи звуков пока остаётся делом будущего.

Как отмечают исследователи Гарвардской медицинской школы, одним из перспективных методов решения этой проблемы могла бы стать стимуляция уже зрелых слуховых клеток, которая вызвала бы их активное размножение.

В научной работе, опубликованной на днях в издании Nature Communications, эксперты доложили о разработанной ими первой в своём роде стратегии, приводящей к подобному результату.

Авторы отмечают, что прежние научные работы уже подтвердили возможность "разбудить" и заставить делиться повреждённые "слуховые" клетки. Правда, такой подход срабатывал только для новорождённых грызунов.

На сей раз учёным нужно было доказать, что запуск регенерации волосковых клеток принципиально осуществим и у взрослых млекопитающих.

Чтобы проверить свои предположения, сотрудники лаборатории под руководством Чжэн-И Чэня (Zheng-Yi Chen) активировали два особых гена у шести-восьминедельных взрослых подопытных мышей с искусственно вызванной глухотой.

Один из них, Myc, среди прочего, отвечает за размножение клеток. Второй ген, названный NOTCH1, регулирует клеточную дифференцировку, то есть приобретение ими определённых функций.

Через несколько дней после вмешательства учёные провели вскрытие подопытных животных. В итоге команда обнаружила, что за усилением работы двух генов последовало активное деление специализированных зрелых слуховых клеток во внутреннем ухе взрослых грызунов.

Важно отметить, что новые клетки также сформировали устойчивые связи со слуховыми нейронами. Именно такие соединения необходимы для преобразования колебаний звуковых волн в электрические сигналы, отмечают сотрудники группы Чэня.

По мнению исследователей, полученные результаты устраняют фундаментальный барьер, препятствующий восстановлению слуха. Но, что самое важное, предложенный метод, скорее всего, будет эффективен и для лечения потерявших слух людей.

"Это первая в своём роде работа по перепрограммированию зрелых клеток внутреннего уха млекопитающих, которая показала, что волосковые клетки в состоянии делиться даже во взрослом организме", – подчёркивает Чжэн-И Чэнь в пресс-релизе.

В настоящее время лаборатория Чэня занимается разработкой особых молекул, стимулирующих деление ответственных за слух клеток во внутреннем ухе крупных млекопитающих, включая взрослых свиней.

Эксперты надеются, что их разработки помогут и в восстановлении других не регенерирующих клеток человека, например, тканей сетчатки и центральной нервной системы.

Добавим, что ранее авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали о том, как генная терапия сделала кохлеарные импланты почти идеальными.

Будьте всегда в курсе самых последних новостей науки, подписывайтесь на наши группы в социальных сетях: ВК, Facebook, Twitter, "Одноклассники". Есть мы и в Яндекс.Дзене.