10 декабря 2019, 12:59 10 декабря 2019, 13:59 10 декабря 2019, 14:59 10 декабря 2019, 15:59 10 декабря 2019, 16:59 10 декабря 2019, 17:59 10 декабря 2019, 18:59 10 декабря 2019, 19:59 10 декабря 2019, 20:59 10 декабря 2019, 21:59 10 декабря 2019, 22:59
  • Евгения Ефимова

Эффект бабочки: сохранение озонового слоя уменьшило последствия изменения климата

Монреальский протокол ослабил многие последствия изменения климата.
    Фото Global Look Press.
Монреальский протокол, призванный восстановить озоновый слой Земли, помог замедлить скорость глобального потепления на 25%. По словам учёных, новые данные возвращают веру в то, что экологические проблемы, по которым странам пока никак не удаётся договориться, всё-таки могут быть решены.

Об изменении климата, как и о его неутешительных последствиях, было сказано и написано уже немало. Например, многие специалисты считают, что глобальное потепление кардинально изменит 70% земных экосистем. К счастью, в прошлом столетии люди смогли объединиться для решения сложной экологической проблемы. Принятый международными лидерами так называемый Монреальский протокол позволил восстановить озоновый слой, и теперь учёные обнаружили, что этот успех бонусом преподнёс миру ещё один неожиданный подарок. Он уже помог замедлить изменение климата на целых 25%.

Напомним, что озоновый слой защищает всё живое на Земле от опасного ультрафиолетового излучения. В середине 1980-х годов учёные обнаружили огромную дыру в озоновом слое над Антарктидой. В течение нескольких лет почти 200 стран подписали Монреальский протокол, запрещающий использование хлорфторуглеродов (ХФУ). Почему именно их?

Много лет назад два химика из Калифорнийского университета в Ирвайне: Марио Молина и Шервуд Роуленд опубликовали статью, где подробно описали угрозу, которую несут хлорфторуглероды для озонового слоя. Что важно, на то время ХФУ широко использовались в аэрозольных баллончиках и во многих охладительных системах.

Исследователи выяснили, что молекулы ХФУ достаточно стойкие. Постепенно поднимаясь в атмосферу, они попадают в средние слои стратосферы. Там под действием УФ-излучения они распадаются с образованием атомарного хлора.

Роуленд и Молина предположили, что эти атомы хлора могут вызвать разрушение больших количеств озона в стратосфере. Новаторское исследование принесло учёным Нобелевскую премию 1995 года по химии.

После трёх десятилетий изучения этого вопроса специалисты нашли первые следы "исцеления" озонового слоя. Его постепенное восстановление нередко называют результатом успешных действий, предпринятых экологами всего мира.

Недавно же специалисты из Университета Нового Южного Уэльса (UNSW) выяснили, что результат может быть даже лучше, чем считалось.

Исследователи смоделировали различные сценарии глобального климата: один с принятием Монреальского протокола, а другой без него.

Оба прогноза охватывали период с момента принятия протокола в 1987 году и по настоящее время.

В итоге группа учёных пришла к выводу, что Монреальский протокол также помог замедлить глобальное потепление.

Так, к середине столетия средняя глобальная температура будет на один градус по Цельсию ниже, чем это было бы без мер по защите озонового слоя. Положительный эффект наиболее заметен в Арктике, где температура могла бы подняться на 3-4 градуса по Цельсию без принятия мер.

"Большое количество ХФУ является в тысячи раз более мощным парниковым газом по сравнению с CO2, поэтому Монреальский протокол не только помог сохранить озоновый слой, но и смягчил глобальное потепление", – считает ведущий автор работы Ришав Гойал (Rishav Goyal) из UNSW.

Примечательно, продолжает учёный, что Монреальский протокол повлиял на глобальное потепление больше, чем Киотский протокол. Поясним, что последний был разработан и принят многими странами именно с целью сокращения выбросов парниковых газов.

"Меры, принятые в рамках Киотского протокола, приведут к снижению температуры только на 0,12 градуса по Цельсию к середине столетия, по сравнению со снижением температуры на один градус по Цельсию, что станет результатом Монреальского протокола", – добавляет Гойал.

Более того, Монреальский протокол также ослабил негативные последствия изменения климата. Протяжённость арктического летнего морского льда сегодня примерно на 25% выше, благодаря подписанию Монреальского протокола, дают оценку учёные. Таяние ледяного щита Гренландии и повышение уровня моря также происходит медленнее благодаря принятию всё тех же мер.

Полученные результаты дают надежду на решение других экологических проблем. Конечно, это потребует беспрецедентных изменений во всех аспектах жизни общества, но, как выяснилось, это вполне достижимая цель, особенно если человечество начнёт действовать как можно раньше.

"Успех Монреальского протокола великолепно демонстрирует, что международные договоры по ограничению выбросов парниковых газов действительно работают. Они могут повлиять на наш климат благоприятным образом, и они могут помочь нам избежать опасных уровней изменения климата. Монреаль разобрался с ХФУ, следующей большой целью должно быть уменьшение наших выбросов углекислого газа", – заключает соавтор работы профессор Мэттью Ингланд (Matthew England).

Научная статья по итогам работы опубликована в издании Environmental Research Letters.

К слову, недавно специалисты обнаружили новые техногенные газы, разрушающие озоновый слой.

Кроме того, авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, как учёные предлагают замедлить глобальное потепление другими способами. В этом помогут известняковый "навес" и экскременты морских птиц.

Писали мы и о том, почему в глобальное потепление верят только те, кто не замерзает зимой.