В Академии акварели Сергея Андрияки открылась выставка "Великое искусство Аркадия Пластова"
Выставка «Великое искусство Аркадия Пластова» открылась в Академии акварели Сергея Андрияки. Для ретроспективы собрали работы мастера из ведущих российских музеев, но основу экспозиции составило семейное собрание.
Написано – «портрет середины 30-х годов». На самом деле он родом из 60-ых, говорит внук Аркадия Пластова. Это он позировал пять сеансов по часу, чтобы дед мог написать летний солнечный портрет.
«Я отлично помню: вот этот запах антоновских яблок, вот эти георгины, – это уже 4, 5, 6 августа. Это уже за окном дозревающие яблоки, последние жаркие дни лета», – поделился Николай Пластов, внук Аркадия Пластова, заслуженный художник России.
Николай Пластов позировал для деда не раз, как например, для этой картины – сидит на коленях у няни, протягивает кружку, чтобы выпить парного молока. Часто наблюдал, как дедушка переписывал свои картины. Эта корова меняла цвет несколько раз: была то черной, то белой, то рыжей.
«В конце концов, дедушка совершенно вышел из себя в какой-то день лета, вытащил это всё на улицу, весь этот холст из мастерской, и сказал: "Колька! Ну-ка, давай сюда корову, давай! Я принес ей вот это всё", – и он напрямую в картину вписал эту корову», – добавил Николай Пластов.
Самые большие полотна на выставке – из Третьяковской галереи. На них видно увлечение Пластова голландской живописью. 400 работ из 9 музеев. В начале это портреты, герои – чаще всего крестьяне. В тридцатые годы заметно движение в сторону импрессионизма.
«Нам кажется, что после революции всё изменилось – искусство стало совершенно другим. На самом деле, Пластов – доказательство того, что европейские традиции и национальные традиции, традиции национальной школы живописи жили», – прокомментировала Татьяна Пластова, заведующая кафедрой гуманитарных наук МГАХИ им. В.И. Сурикова.
Одна из самых известных работ военного периода – «Фашист пролетел». На выставке – поздняя ее версия. В этот же период Пластов продолжает писать портреты, героями которых теперь становятся солдаты. Приметы времени в живописи художника – редкость. Он сознательно не указывал подробностей ни в названии, ни в деталях, когда создавал «Купание коней», – в отличие от своего коллеги Кончаловского, написавшего «Купание красной конницы».
«Это целая эпоха. Это очень живой художник, очень сильный, пронзительный, очень искренний. По сути, дела целой эпохи той деревни, той жизни, красоты природы, красоты человека – он это всё воспел», – отметил Сергей Андрияка, народный художник России.
«Фигура Пластова представляется такой центральной, узловой фигурой, объединяющей всех. Он – как Репин для советского времени. Вот его калибр, его масштаб, ценность этой фигуры колоссальной – она такова», – рассказал Борис Шаров, куратор выставки.
Деревенская жизнь – с ее обыденностью и красотой – глазами художника, который знал мировую живопись и, по его же словам, совершал «паломничества» в главные музеи страны. Это слово – паломничество – в его лексиконе не случайно: Аркадий Пластов вырос в семье иконописцев. И сохранил веру в советский период – изображал на полотнах службы в православных храмах, писал «в стол». Эти работы впервые были выставлены только в начале двухтысячных.
Юлия Кундрюкова