Премьера драматического концерта состоялась на сцене МХАТа имени Горького
На сцене МХАТа имени Горького на этой неделе состоялся драматический концерт под названием «Исаак Дунаевский. Коллайдер счастья» (в середине января исполнится сто двадцать лет со дня рождения композитора). Это не спектакль МХАТа имени Горького, это копродукция нескольких участников, включая Дмитрия Минчёнка, артиста и биографа Исаака Дунаевского. А сам театр ещё только нацеливается на постановку под названием «Красный Моцарт».
«Красным Моцартом» назвал свою книгу о Дунаевском Дмитрий Минчёнок, который даже в частных письмах Моцарта и Дунаевского обнаружил некое стилистическое сходство. А уж в музыке! Бесконечно радостной! Трудно поверить, но Дунаевский и реквием сочинил — реквием на смерть Орджоникидзе. Прошедший концерт-представление был, конечно, только за жизнь.
С первых аккордов песен Исаака Дунаевского запускается «Коллайдер счастья» — механизм по выработке особо заряженных частиц, которые никого не могут оставить равнодушными. Так создатели этой постановки объясняют феномен композитора. Отсюда и название музыкального вечера — «Коллайдер счастья». Самый оптимистичный композитор советского союза о себе писал так: «Если существуют такие измерительные приборы, как барометр или термометр... то я „витометр“, — от слова жить!»
«Как сам Дунаевский говорил: „Я был влюблен в музыку, в мелодию“. Для него сочинение песни было как любовь к женщине. И он постоянно влюблялся. Это чувство потрясающее, не каждый рождается с таким ощущением себя в этом мире. Он ждал как свидания встречи с песней», — рассказал народный артист РСФСР Сергей Шакуров.
«Коллайдер счастья» — не спектакль, и не концерт в чистом жанре. В этой постановке мелодии Дунаевского сменяют воспоминания композитора и о композиторе. Музыкальная «стендап-драма» о судьбе «красного Моцарта».
«Тогда песни по-другому воспринимаются, тогда мы их по-другому их исполняем. Мы понимаем, что мы идем от смысла его жизни. Хотя, может, даже эта песня была написана не в этот момент, но она так точно вписывается в его жизненную канву, что получается все очень тонко и по-настоящему», — призналась Анна Новикова, солистка московского Театра оперетты.
«Интересная, необычная комбинация разных артистических сил. МХАТ таким и должен быть: театром, который объединяет разные языки, культуры, разный бэкграунд», — отметил режиссер концерта, художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков.
Ровесник века, Исаак Дунаевский стал свидетелем НЭПа, пятилеток, индустриализации, коллективизации. Того времени, когда стране нужны были мелодии, объединяющие людей. Его песни, звучавшие в каждом знаменитом кинофильме, формировали характер поколения. Поколения, которому предстояло пережить страх репрессий и годы войны, и при этом не разучиться радоваться жизни. Про композитора говорили: «Дуня весь в мажоре», и только самые близкие знали, что стоит за этой легкой и радужной музыкой.
«Он был титаном, а титаны часто закрыты, как глухая книга, и пока ты не откроешь, ты не поймёшь что там написано. Мы только сейчас начинаем открывать, чтобы понять, что он заложил в своей музыке в симфоническом мышлении», — поделился драматург Дмитрий Минчёнок.
«Коллайдер счастья» его авторы называют увертюрой или открытой оркестровой репетицией музыкального спектакля «Красный Моцарт» по пьесе Дмитрия Минчёнка. Премьера на сцене МХАТа имени Горького запланирована на будущий год. Масштабная постановка откроет еще больше неизвестных страниц этой самой «наглухо закрытой книги», раскрывая феномен популярности Исаака Дунаевского. О которой сам Дуня писал: «Просто так получилось. Я создал прочный мост между двумя крыльями музыки, уничтожив ее деление на „высокую“ и „низкую“».
Алия Шарифуллина