Объяснено назначение статуй моаи с острова Пасхи
Рапа-Нуи, больше известный как остров Пасхи, является домом для нескольких тысяч аборигенов и около тысячи каменных статуй, именуемых моаи.
Известно, что эти исполины (высотой до 12 метров) были изготовлены жителями острова между 1250 и 1500 годами.
До сих пор оставалось неизвестным точное предназначение этих статуй. Любопытную версию на этот счёт выдвинула международная научная группа.
Археологи совместно с почвоведами отправились в карьер Рано Рараку. Это каменоломня у подножья одноимённого вулкана, где было высечено 95% моаи.
Исследователи проанализировали образцы почв из этого района, и оказалось, что он богат не только пористой породой под названием туф (из которой были изготовлены статуи).
"Когда мы получили результаты, я провела двойной анализ, – признаётся соавтор работы геоархеолог Сара Шервуд (Sarah Sherwood) из Университета Юга в Севани. – Химический состав почвы показал высокий уровень элементов, которые являются ключевыми для роста растений и важны для высоких урожаев, например, кальция и фосфора".
Кроме того, в этой местности имелась пресная вода, что в сочетании с полезными для растений элементами делало её идеальным местом для земледелия.
Исследователи считают, что разработка карьеров помогла повысить плодородие почвы в непосредственной близости от них.
"Повсюду на острове почва быстро изнашивается, размывается, из неё вымываются элементы, питающие растения, – говорит Шервуд. – Но в карьере, с его постоянным новым притоком мелких фрагментов первоначальной породы, образующихся в процессе разработки, существует совершенная система обратной связи между водой, природными удобрениями и питательными веществами".
В дополнение к этому исследователи также обнаружили в образцах почвы следы древних культур, включая банан, таро, сладкий картофель и бумажную шелковицу.
Это указывает на то, что островитяне использовали карьер не только для производства моаи, но и для выращивания необходимой им пищи. Ведь на плодородных почвах Рано Рараку можно было получить более высокие урожаи с меньшими затратами труда.
В статье, опубликованной в издании Journal of Archaeological Science, авторы предполагают, что аборигены переносили статуи и почву из Рано Рараку в менее плодородные районы острова, где требовалось повысить урожайность.
Эта версия подкрепляет гипотезу о том, что моаи имели церемониальное назначение и были связаны с ритуалами для повышения плодородия.
Рапануйцы, вероятно, полагали, что статуи, изготовленные в плодородной местности, помогут повысить урожайности и на других участках. Возможно, исполины были воздвигнуты, чтобы "присматривать" за местными тружениками и их урожаем.
Любопытно, что при этом почти 400 монолитов остались в карьере, а некоторые погребены в почве, причём очевидно, что их "захоронили" намеренно и не собирались выкапывать.
"Это исследование опровергает представление о том, что все стоящие статуи в Рано Рараку просто ожидали транспортировки из карьера. Моаи были сохранены там для обеспечения священной природы карьера. Моаи играли центральную роль в идеях [повышения] плодородия, и рапануйцы были убеждены, что их присутствие здесь стимулировало производство пищи", – заключает ведущий автор работы археолог Джо Энн Ван Тилбург (Jo Anne Van Tilburg) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) рассказывали, каким образом аборигены надевали каменные "шляпы" на статуи моаи, а также о том, как учёные переписали историю острова Пасхи.