15 января 2020, 10:32 15 января 2020, 11:32 15 января 2020, 12:32 15 января 2020, 13:32 15 января 2020, 14:32 15 января 2020, 15:32 15 января 2020, 16:32 15 января 2020, 17:32 15 января 2020, 18:32 15 января 2020, 19:32 15 января 2020, 20:32

Почти невозможно: между Венерой и Солнцем обнаружен астероид

Недавно открытый объект 2020 AV2 стал первым известным астероидом, который постоянно находится ближе к нашей родной звезде, чем Венера.

В Солнечной системе много астероидов. Очень много. В архивах Центра малых планет Международного астрономического союза собраны данные примерно о 792 тысячах этих небесных тел.

Однако 2020 AV2 стал лишь двадцать первым известным астероидом, чья орбита полностью лежит внутри орбиты Земли. К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о неуловимом объекте 2019 LF6, ставшим двадцатым в этом списке.

Почему их известно так мало? Тому есть две веские причины.

Во-первых, их в принципе мало в космосе. Напомним, что объект считается околоземным, если при максимальном сближении с Солнцем он находится от него не дальше 1,3 астрономических единиц (одна а.е. равна среднему расстоянию от Земли до Солнца). И, согласно теоретическим оценкам, лишь около 2% никогда не удаляются от Солнца дальше нашей планеты.

Кроме того, подобные тела крайне трудно наблюдать. На небе они всегда близки к Солнцу. Поэтому видеть их можно только в сумерках (вечерних или утренних) и низко над горизонтом. Это не лучший вариант для наблюдения любого объекта, тем более маленького и тусклого.

Астероидов, чьи траектории полностью лежат внутри орбиты Венеры, должно быть ещё меньше, а видно их ещё хуже. Поэтому удивляться приходится не тому, что 2020 AV2 обнаружили только сейчас, а скорее тому, что это вообще случилось.

Фотография 2020 AV2, сделанная 8 января 2020 года.

4 января Центр малых планет разослал сообщение об открытии этого объекта. Его орбита была рассчитана весьма неточно, но, судя по всему, лежала внутри орбиты Венеры.

Эстафетную палочку подхватил итальянский астроном Джанлука Мази (Gianluca Masi), работающий в проекте "Виртуальный телескоп" (Virtual Telescope Project). Эта сеть объединяет множество роботизированных телескопов, которыми могут управлять онлайн как астрономы-профессионалы, так и любители. Сидя с ноутбуком в уютном домашнем кресле, можно вести наблюдения на инструменте, находящимся в другой точке мира. (Кстати, подобная виртуальная обсерватория не так давно появилась и в России).

У астронома было всего полчаса за вечер, чтобы разглядеть цель на всё ещё светлом небе, и с каждой минутой объект опускался всё ниже. Однако Мази справился с трудностями и послал отчёт о своих наблюдениях в Центр малых планет.

Обработав информацию, специалисты центра выпустили циркуляр об этом астероиде, в котором он и был назван 2020 AV2.

Благодаря наблюдениям Мази подтвердилось, что орбита небесного тела полностью лежит между орбитами Венеры и Меркурия. Даже в максимально удалённой от Солнца точке своей орбиты (афелии) 2020 AV2 отстоит от Солнца всего на 0,65 а.е. В Солнечной системе известен лишь один естественный объект, афелий которого ближе к светилу, – сам Меркурий.

Орбита 2020 AV2 расположена между орбитами Венеры и Меркурия.

Парадоксально, но, если судить по среднему расстоянию до светила, 2020 AV2 всё же не является ближайшим к звезде астероидом. Он немного дальше, чем упомянутый выше 2019 LF6 (0,5556 а.е. против 0,5553 а.е.).

Поясним, как это получается. 2020 AV2 всегда находится между орбитами Венеры и Меркурия. Можно сказать, что он благоразумный джентльмен, решивший не переходить никому дорогу.

В то же время траектория пронырливого 2019 LF6 пересекает орбиты обеих планет. Его афелий располагается за орбитой Венеры, то есть дальше от светила, чем афелий 2020 AV2. А вот перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты) 2019 находится внутри орбиты Меркурия, то есть ближе к Солнцу, чем перигелий 2020 AV2.

В итоге среднее расстояние до звезды у соперников получается почти одинаковым, но у проныры 2019 LF6 всё-таки чуть-чуть меньше. А значит, чуть меньше (примерно на три часа) у него и период обращения. Если же пренебречь этой незначительной разницей, то оба тела совершают полный оборот за 151 земной день. В соревновании на самое быстрое обращение вокруг Солнца среди астероидов они делят между собой первое место.

Добавим, что умы астрономов-любителей сегодня занимает и ещё один интересный проект: не так давно Европейское космическое агентство попросило их помочь спланировать миссию к двойному астероиду.