В Москве открылась выставка, посвященная скульптору Степану Эрьзе
Выставочный зал на Кузнецком мосту первую в этом году выставку посвятил знаменитому скульптору Степану Эрьзи, чьи работы в 1954 году впервые выставлялись в советском Союзе. Тогда для того, чтобы перевезти их из Аргентины, понадобился целый пароход.
Посетителей выставки «Степан Эрьзя и мы» встречают коробки, в которых из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени Эрьзи в Москву привезли работы скульптора, фамилия которого, на самом деле, звучит иначе.
«Он мордвин, эрзя по национальности, с фамилией Нефедов, взяв псевдоним народа Эрзя, тем самым, конечно, прославил свой народ», — рассказала директор Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи Людмила Нарбекова.
Степан Эрьзя родился в 1876 году в крестьянской семье. Начинал как иконописец, но прославился как скульптор. Закончил Московское училище живописи ваяния и зодчества. Затем самостоятельно изучал искусство в Италии и Франции. А в 1927 году отправился в Аргентину, где создал свои лучшие работы. При этом скульптор использовал экзотические породы дерева, такие как кебрачо.
«Он это сделал не потому что он нашел кебрачо. Он выбрал кебрачо, потому что нашел в нем русскую душу».
Работал Эрзя не руками, а при помощи необычного приспособления. «Он изобрел этот свой бор типа зубоврачебного и как-то своеобразно все это делал», — сказала помощник и личный секретарь Степана Эрьзи Наталья Бочарова.
После возвращения в 1950 году в СССР в этом же зале на Кузнецком мосту была устроена выставка его работ.
«Весь сталинский период он практически прожил за границей. И вот это сталинский ампир, торжество соцреализма — оно прошло мимо него. И он как бы катапультировался сюда из другой эпохи. И поэтому на зрителя это произвело эффект разорвавшейся бомбы», — отметила Наталия Толстая, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Произведения Степана Эрьзи — только одна часть выставки. Для второй современные московские скульпторы выбрали свои работы, которые, по их мнению, можно противопоставить или же сопоставить с произведениями одного из самых необычных русских скульпторов ХХ века. Есть здесь и женские образы, есть и портреты исторических личностей. Эта работа называется «Царь-плотник».
«Как-то вот так сам по себе набросался (я люблю иногда из дощечек делать силуэты...) какой-то силуэт Петра. А потом он как-то рос-рос-рос, у него добавились ножки-трубы, у него добавилась тросточка, крепость и получилась такая неожиданная работа, как царь-основатель», — прокомментировал свою работу скульптор Георгий Смирнов.
А вот еще одна историческая фигура. Ленин — в инвалидном кресле. Работа 2017 года выставляется впервые.
«Я, конечно, делал это с оглядкой на фильм Сокурова. Я даже с ним на эту тему говорил. Он мне говорил: изучи внимательно, сходи в Мавзолей. Но я никогда его не видел и не пойду, это не мое, мне это неинтересно», — признался скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств Алексей Благовестнов.
Главная особенность выставки «Степан Эрьзя и мы» в том, что здесь нет куратора. Обычно искусствоведы придумывают концепцию, которая зачастую и объявляется единственно верной. На этой выставке сравнивать и делать выводы — зрителям. Что редкость по нынешним временам.
Антон Николаев