На фестивале искусств Юрия Башмета в Москве прошла мировая премьера
На фестивале искусств Юрия Башмета в Москве прошла мировая премьера хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе». Драматургом действа выступил Михаил Дурненков, режиссёром — Павел Сафонов. Солистов в опере нет, зато хоров пять.
О том, что у него будет роль Ярослава Мудрого в хоровой опере — такое Андрей Мерзликин и представить не мог. Когда предложили — воспринял как вызов. «На первой репетиции когда услышал оперу, впервые в таком формате, я был обескуражен», — поделился артист.
За кулисами Концертного зала имени Рахманинова — пять хоровых коллективов, а также музыканты оркестра «Новая Россия», пластический театр «Мим-оркестр», так что на сцене около двухсот человек. Для композитора Александра Чайковского это эксперимент. «Сказ о Борисе и Глебе и братьях их Ярославе Мудром и Святополке окаянном» — опера без солистов и написать ее для фестиваля в Москве он должен был за два месяца.
«Хоры и есть солисты — разные группы народа и Ярослав Мудрый и еще такая коллизия, что народ не понимает руководителя, а руководитель народа», — отметил композитор.
Каждый хор — это самостоятельный персонаж со своим характером. Голоса Бориса и Глеба — контртеноры — звучат из другого мира. Это голос совести. Партия альта у Юрия Башмета — воплощает в хоровой опере рок, судьбу.
«На основе жития Бориса и Глеба, очень хотели взять древнерусский сюжет», — сказал генеральный директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко.
«Жанр хоровая опера, но скорее это действо — мистерия. Здесь синтез искусств, звучание хоровой музыки», — прокомментровал художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории" Александр Соловьев.
После московской премьеры сказ о Борисе и Глебе услышат в Сочи — на Зимнем фестивале искусств.
Лидия Алешина