19 февраля – 120 лет со дня рождения Александра Лабаса
Сегодня исполнилось 120 лет со дня рождения Александра Лабаса. К юбилею советского художника, который работал в разных направлениях и в итоге назвал себя «представителем нефигуративного искусства», московская галерея «Роза Азора» открыла выставку. Экспозиция небольшая, но эти работы Лабаса публика увидит впервые.
Музыка, которую можно видеть, – это про работы Александра Лабаса. Натурные зарисовки в концертных залах, портреты музыкантов – свою живопись он называл симфонией цвета. Когда писал, мелодии звучали в голове: «разные звуки разных инструментов – целый оркестр», как сам говорил. Племянница художника Ольга Бескина-Лабас рассказывает, что музыку он слышал всюду – оставалось только перенести ее на холст.
«Он считал, что живопись и музыка – это самые близкие виды искусства, но разница в том, что музыка длится во времени, а живопись создается во времени – мазок за мазком, линия за линией. Но зритель воспринимает ее одномоментно», – рассказала Ольга Бескина-Лабас, наследница авторского права Александра Лабаса, племянница художника.
Он пытался сделать так, чтобы живопись тоже воспринималась во времени, а для этого водил зрителя по холсту – от детали к детали. Оттого на портрете Шостаковича можно обнаружить Пушкина: оба гении и оба были на острие русского искусства. Лабас и Шостакович оказались в одном поезде во время эвакуации. Вообще со многими героями этих работ Лабас был знаком лично. О некоторых есть и записи в дневнике, порой довольно веселые.
«Шурочка, настрой, у тебя же абсолютный слух!» – говорил Владимир Татлин, когда приходил к Лабасу со своей бандурой. Они жили рядом и часто встречались на протяжении нескольких десятилетий. Здесь три портрета Татлина, и два из них – с бандурой. Во время встреч Татлин рассказывал Лабасу, как бывал у Пикассо, пел ему и играл на своей бандуре. Лабас же, хоть и обладал абсолютным слухом, никаким инструментом в совершенстве не владел. Есть здесь и целая серия концертных рисунков – от одиноких Рихтера и Мравинского на сцене до полноценных оркестров. Все эти работы еще не были в широком доступе.
«На самом деле даже не было такой задачи – собрать всю эту музыкальную серию. В каком-то смысле это и научная новость тоже, потому что такие беспредметные вещи художника, который работал еще в 20-х – это некоторым образом раскрывает для нас по-новому историю искусства ХХ века в нашей стране», – отметила Надежда Плунгян, куратор выставки.
Аккомпанирует всем этим работам Ван Клиберн – из динамиков звучит Первый концерт П.И. Чайковского в его исполнении. Несколько раз Лабас писал музыканта с натуры. Это знакомство для художника стало некой надеждой на то, что занавес между странами больше никогда не опустится. Он мечтал дожить до XXI века – хотел увидеть мир на планете.
Анна Аппалонова