Мозг человека и животных 7 марта 2018, 16:41 7 марта 2018, 17:41 7 марта 2018, 18:41 7 марта 2018, 19:41 7 марта 2018, 20:41 7 марта 2018, 21:41 7 марта 2018, 22:41 7 марта 2018, 23:41 8 марта 2018, 00:41 8 марта 2018, 01:41 8 марта 2018, 02:41
  • Юлия Воробьёва

Искусственный интеллект помог "перепрограммировать" мозг для спасения от фобий

Победить страхи и фобии людей – благородная цель многих учёных. Для её достижения используется много различных методов, но ещё ни разу специалисты не пытались заглянуть в глубины бессознательного и "перепрограммировать" мозг на этом уровне. Первые эксперименты такого рода провела японско-американская команда.

Победить страхи и фобии людей – благородная цель многих учёных. Для её достижения используется магнитная стимуляция мозга, виртуальная реальность и даже трансплантация клеток мозга.

Команда учёных из Японии и США предложила принципиально новый подход к борьбе с фобиями. Заключается он в манипулировании мозговой деятельностью особым образом: в обход сознания.

Напомним, что сознание – это по сути способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности, а также отдавать себе отчёт о своих мыслях и поступках. Между тем бессознательное – это совокупность процессов и явлений, не входящих в сферу деятельности сознания и не контролируемых им.

Авторы новой работы уверены, что фобия не может порождаться типичной сугубо субъективной неприязнью человека к какому-то объекту или процессу. На самом деле она формируется на уровне бессознательного, а значит, именно там и следует её подавлять.

Специалисты работали с простым и распространённым примером – боязнью змей и пауков. Даже если человек понимает, что животное не ядовито или не сможет его укусить, он всё равно испытывает безотчётный страх перед ним. Это и есть проявление эмоций на уровне бессознательного.

Но как увидеть и понять, каким образом формируется этот страх? Учёные нашли оригинальное решение: они обратились к искусственному интеллекту.

В ходе экспериментов авторы использовали алгоритмы, схожие с теми, которые обучают нейросети распознаванию лиц с изображений. При помощи таких систем можно "прочитать" бессознательные спонтанные проявления ментальных образов в мозге человека, поясняют исследователи.

Для работы они набрали группу из 30 человек, все они были психически здоровыми. Участникам предлагали рассматривать изображения различных животных и предметов. В это же время специалисты наблюдали за деятельностью их мозга при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

В итоге команда выявила некоторые закономерности того, как изменялась работа мозга в соответствии с восприятием образов тех или иных объектов. Расшифровка, обработка и упорядочивание данных осуществлялись при помощи алгоритмов машинного обучения. Отмечается, что, несмотря на физиологические различия между участниками (возраст, пол), шаблоны, по которым выстраивалось восприятие изображений, были общими.

Далее исследователи отобрали 17 человек, которые сильнее остальных боялись змей и пауков. Им также показывали изображения животных и проводили сканирование мозга в режиме реального времени, и каждый раз, когда алгоритм распознавал сигнал о формировании чувства страха, добровольцу предлагали денежное вознаграждение. Таким образом учёные хотели сформировать положительную ассоциативную связь с животным, наводящим ужас (методику назвали "нейронным подкреплением").

Последующие тесты показали, что у участников действительно снизилось чувство неприязни и страха перед членистоногими и рептилиями: сканирование выявило уже намного меньше сигналов о формировании чувства страха. Иными словами, команда доказала, что работу мозга можно "перепрограммировать" на бессознательном уровне.

Авторы поясняют: выявленные закономерности и схемы, по которым в мозге человека формируется страх, помогут в будущем создать более эффективные методы борьбы с ним. При этом пациенту не придётся проходить неприятные процедуры и смотреть на предмет своих ночных кошмаров (особенно это важно для людей, которых страх парализует или, напротив, заставляет впадать в панику). А именно такие методы использует большинство существующих подходов. В результате многие пациенты просто прерывают пугающую терапию: теперь уже их сознание отказывается противостоять опасности (поэтому воздействие на бессознательное будет более продуктивным, отмечают исследователи).

Кроме того, если новый метод покажет высокую эффективность, его, вероятно, можно будет применять и для лечения других отклонений, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, которое "пускают корни" также на уровне бессознательного.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании PNAS.

Кстати, ранее выяснилось, что от патологического страха можно избавиться навсегда, правда, вместе с небольшим участком мозга.