Динозавры и птицы 5 марта 2014, 17:00 5 марта 2014, 18:00 5 марта 2014, 19:00 5 марта 2014, 20:00 5 марта 2014, 21:00 5 марта 2014, 22:00 5 марта 2014, 23:00 6 марта 2014, 00:00 6 марта 2014, 01:00 6 марта 2014, 02:00 6 марта 2014, 03:00
  • Ася Горина

Составлена уникальная коллекция окаменелостей юрского периода

Палеонтологи обнаружили несколько локаций, связанных друг с другом останками одних и тех же видов животных, живших на Земле 160 миллионов лет назад. В новой научной статье описаны различные виды древних рептилий, амфибий и млекопитающих, дающих новое представление об эволюции.

В последние 20 лет большое количество останков древних животных было собрано в западной китайской провинции Ляонин и соседних регионах северо-восточной части Поднебесной. Окаменелости принадлежали исключительно хорошо сохранившимся пернатым динозаврам, предкам птиц и млекопитающим. Все эти останки учёные собирали в одну коллекцию и дали ей название биота Жэхэ (Jehol Biota).

Большинство образцов этой биоты принадлежало к меловому периоду. Но в последние годы многие окаменелости оказывались несколько старше, примерно на 30 миллионов лет, то есть принадлежали к средне-верхнему юрскому периоду. Таким образом, учёные заглядывают во времена животных, ходивших по Земле 160 миллионов лет назад.

Животные юрского периода из биоты Даохугоу в представлении художника (иллюстрация Julia Molnar).

В новой статье, опубликованной в издании Journal of Vertebrate Paleontology, исследователи утверждают, что несколько локаций с останками связаны друг с другом наличием общих видов представителей как фауны, так и флоры. Анализу подверглись амфибии, рептилии и млекопитающие.

Коллекция окаменелостей юрского периода получила название биота Даохугоу (Daohugou Biota), по названию деревни, расположенной вблизи с локацией, где были найдены основные останки. Как рассчитали палеонтологи, доисторические твари жили как раз в то время, когда многие группы позвоночных, включая млекопитающих, подвергались эволюционной диверсификации (увеличению разнообразия видов).

"Биота Даохугоу делает огромный вклад в наше понимание эволюции животных. Мы изучали таких удивительных существ, как древнейшее парящее млекопитающее, пернатые динозавры и птерозавры с примитивными телами и "продвинутыми" головами", — рассказывает ведущий автор исследования доктор Корвин Салливан (Corwin Sullivan) из Китайской академии наук.

Как рассказывают исследователи в пресс-релизе, помимо разнообразия видов их очень удивила сохранность останков. Были обнаружены полные или почти полные скелеты с остатками мягких тканей, кожи, меха или перьев. А у некоторых древнейших саламандр остались даже внешние жабры, что значительно упростило учёным исследования их биологических систем.

Интереснее всего, что биота Даохугоу и уже изученная биота Жэхэ очень похожи по степени сохранности останков и географическому положению, однако они разделены десятками миллионов лет. Этот феномен позволяет учёным разобраться не только в эволюционной истории животных, но и в факторах среды данного региона, повлиявших на ход биологической истории Земли.

Окаменелости возрастом в 160 миллионов лет удивительно хорошо сохранились (фото Society of Vertebrate Paleontology).