5 июня 2014, 13:55 5 июня 2014, 14:55 5 июня 2014, 15:55 5 июня 2014, 16:55 5 июня 2014, 17:55 5 июня 2014, 18:55 5 июня 2014, 19:55 5 июня 2014, 20:55 5 июня 2014, 21:55 5 июня 2014, 22:55 5 июня 2014, 23:55
  • Ася Горина

Заменитель сахара оказался смертельным для дрозофил

Исследователи обнаружили, что химический компонент, входящий в состав сахарозаменителя Truvia, смертелен для мушек. На основе этого соединения можно будет создать мощный и совершенно безопасный для человека инсектицид, считают учёные.

Биохимики сделали очень интересное открытие: оказывается, заменитель сахара является крайне мощным инсектицидом. Химическое вещество эритритол, входящее в состав популярных сахарозаменителей, является смертельным для плодовых мушек. Исследование повлечёт за собой разработку формулы эффективного и абсолютно безопасного для человека инсектицида, считают учёные.

В эксперименте, результаты которого описаны в статье журнала PLoS ONE, использовался популярный в США подсластитель Truvia. Учёные сообщают, что другие виды заменителя сахара такого эффекта не давали.

"Я пролагаю, что это самое простое, но в то же время и самое важное открытие, которое я когда-либо сделал в своей карьере", — говорит ведущий автор исследования Шон О'Доннелл (Sean O'Donnell) из университета Дрекселя в Филадельфии.

Все плодовые мушки, попробовавшие подсластитель Truvia, умерли меньше, чем за 6 дней (фото Baudier, Drexel University).

Всё началось с того, что сын-девятиклассник одного из соавторов исследования спросил своих родителей, почему они перестали есть сахар. Отец Дэниел Маренда (Daniel Marenda) ответил мальчику, что они с мамой решили стать здоровее (вероятно, уменьшив таким образом количество потребляемых калорий).

Тогда четырнадцатилетнему Саймону пришла в голову идея проверить воздействие различных сахаров и сахарозаменителей на здоровье и долголетие плодовых мушек, и представить результаты своей работы в качестве школьного проекта по естествознанию.

Отец и сын отправились в местный супермаркет и купили все виды сахара и заменителей сахара. Этими веществами семейство Маренда кормило плодовых мушек из лаборатории Дэниела с самого младенчества насекомых. Исследователи записывали все свои наблюдения в журнал.

"Спустя шесть дней после начала эксперимента Саймон подошёл ко мне и сообщил, что все мушки, питавшиеся подсластителем Truvia, мертвы. Я решил, что мы где-то ошиблись, и предложил сыну повторить эксперимент", — рассказывает Дэниел Маренда в пресс-релизе.

Подсластители Truvia считаются абсолютно безопасными для людей, но они смертельны для мушек (фото Truvia).

Результаты первого и второго экспериментов выявили следующие показатели. Группа мушек, питавшихся заменителем сахара Truvia, прожила всего 5,8 дней в среднем, тогда как остальные насекомые здравствовали от 38,6 до 50,6 дней. К тому же мушки из первой группы продемонстрировали серьёзные двигательные нарушения ещё до своей смерти.

Позднее исследователи обнаружили, что так воздействует на мух эритритол. Это химическое вещество является естественным сахарным спиртом и присутствует в небольших количествах во многих фруктах. Даже большие дозы эритритола совершенно безопасны для человека, и потому он одобрен в качестве пищевой добавки во многих развитых странах.

Ловушка на основе эритритола вряд ли будет применяться в промышленных масштабах, но на небольших площадях бороться с мушками таким образом можно. Теперь учёные планируют узнать, является ли сахарозаменитель столь же смертельным для других вредителей, таких как термиты, тараканы, постельные клопы и муравьи.