Человеческие жертвоприношения помогли становлению иерархии в обществе
Религия часто преподносится как проповедующая добро сила, однако многие религии древности имели и тёмные стороны, воплотившиеся в таких ритуалах, как человеческие жертвоприношения. Тем не менее, новое исследование показало: даже эта тёмная сторона играла важную роль. Учёные обнаружили, что церемониальные убийства соплеменников, предназначенные для умилостивления богов, возможно, способствовали развитию сложных цивилизаций в островной Юго-Восточной Азии и южной части Тихого океана.
Человеческие жертвоприношения были частью множества традиционных культур по всему миру. Нередко ими чествовали такие события, как смерть лидера или вождя. На островах Индийского и Тихого океанов вожди или жрецы использовали для жертвоприношений рабов – иногда им отрезали головы, иногда избивали до смерти, а также часто отправляли их в вечное плаванье на каноэ.
Эти кровавые акты, возможно, имели некоторые неожиданно благоприятные последствия для некоторых членов общества. Согласно религиозной эволюционной теории, также именуемой гипотезой социального контроля, социальная элита могла использовать человеческие жертвоприношения для сохранения собственной власти, закрепления статуса – таким образом лидеры демонстрировали сверхъестественное одобрение своих действий.
"Существует неподтверждённая информация из некоторых регионов мира, что человеческое жертвоприношение использовалось для контроля населения, – считает психолог Джозеф Уоттс (Joseph Watts), изучающий культурную эволюцию в Оклендском университете. – До сих пор, однако, эти данные не были систематически проанализированы".
Уоттс и его коллеги проанализировали 93 традиционных австронезийских сообщества, чтобы заполнить данный пробел. Австронезийцы, сохранившие общий язык предков, возникли в Тайване и распространились по Индийскому и Тихому океану, от Мадагаскара до острова Пасхи, а также на юг, до Новой Зеландии.
Изучение исторических и этнографических отчётов показало: различные культуры практиковали человеческие жертвоприношения перед контактом с современными промышленно-развитыми странами. Они также классифицировали уровень социального расслоения в каждом обществе (исследователи выделили три уровня — "эгалитарное общество", "общество с умеренным расслоением" и "стратифицированное общество"). В эгалитарных культурах звания и полномочия не передавались из поколения в поколение. Умеренно расслоенные общества нередко имели наследуемые статусы, однако без ярко выраженных социальных классов. В сильно стратифицированных сообществах классовые границы были достаточно строгими, социальная мобильность ограничена, а статус был определённым образом наследуемым.
На основе лингвистических ключей учёные составили генеалогические деревья, демонстрирующие, как австронезийские культуры развивались и как были связаны между собой. Эта методика в прошлом показала, что вера в сверхъестественное наказание свыше способствовала образованию государств. Родословные позволили оценить возникновение ритуала человеческих жертв и социального расслоения, а также то, изменили ли ритуализированные убийства классовое деление.
Некоторые культуры на каждом уровне социальной стратификации имели традицию человеческого жертвоприношения, но чаще такие жертвы приносились в жёстко разделённых сообществах. Две трети таких общин практиковали жуткие ритуалы, но лишь четверть эгалитарных сообществ отличалась такой жестокостью.
Человеческие жертвы и социальное расслоение эволюционировали вместе. По мнению Уоттса, исследование подчеркнуло, что религия не только лежала в основе моральных принципов, но и использовалась социальной элитой для собственной выгоды.
Эксперты-антропологи сочли исследование достаточно убедительными, однако подчеркнули, что не всегда традиция жертвоприношения могла развиваться с ростом стратификации общества – подобные ритуалы могли распространяться между соседними культурами, например, когда одна община завоёвывала другую.
Выводы учёных были опубликованы журналом Nature.