24 февраля 2012, 08:25 24 февраля 2012, 09:25 24 февраля 2012, 10:25 24 февраля 2012, 11:25 24 февраля 2012, 12:25 24 февраля 2012, 13:25 24 февраля 2012, 14:25 24 февраля 2012, 15:25 24 февраля 2012, 16:25 24 февраля 2012, 17:25 24 февраля 2012, 18:25

У муравьёв обнаружена коллективная память запахов врагов

Австралийские учёные выяснили, что некоторые виды муравьёв передают своим собратьям по гнезду информацию о запахах врагов, с которыми им довелось столкнуться. Такое коллективное распознавание даёт им преимущество перед другими видами насекомых, ведь они заранее осведомлены об опасности.

Исследовательская группа из университета Мельбурна (University of Melbourne) попыталась выяснить, действительно ли муравьи помнят запахи, с которыми они сталкиваются. Оказалось, что некоторые виды муравьёв не просто помнят, но передают своим собратьям по гнезду информацию о запахах врагов, с которыми им довелось повстречаться.

Дело в том что насекомые определяют товарищей из своего гнезда по конкретному запаху (химическим веществам, покрывающим тело каждого жителя муравьиного дома). Соответственно, по запаху можно определить и чужака.

Эксперименты проводили на тропических муравьях-портных (Oecophylla smaragdina). Одна семья может контролировать большую территорию, строить гнёзда на нескольких деревьях и содержать до 500 тысяч насекомых.

В первой части эксперимента учёные взяли муравьёв из одной семьи, познакомили каждого из них с чужаком (муравьём из другой семьи), а потом вернули насекомых в свои гнёзда, рассказывает BBC News.

Во второй части работы энтомологи пометили 20 муравьёв из одной семьи в гнёздо семьи соседей. Исследователи заметили, что насекомые-хозяева вели себя по отношению к чужакам весьма недружелюбно. Причём чем лучше им были известны вторгшиеся муравьи, тем агрессивнее была реакция. (В некоторых опытах мураши-гости были неизвестны хозяевам.) Волнения продолжались шесть дней после начала испытаний, пишут учёные в журнале Naturwissenschaften.

Исследователи считают, что после встречи с соперником муравей может вернуться в свою колонию и передавать информацию о запахе чужака, а также о том, насколько агрессивным было взаимодействие, добавляет PhysOrg.com. Вероятно, насекомые также предоставляют своим товарищам по гнезду сведения о частоте встреч с врагами. Такое коллективное распознавание даёт мурашам преимущество перед другими видами насекомых, ведь они заранее осведомлены о потенциальной опасности.

Сейчас биологи пытаются выяснить, какие химические и поведенческие сигналы используют муравьи для передачи информации.