Два мутантных гена толкают людей на преступления
Преступниками не становятся, ими рождаются. Эту сентенцию попыталась доказать крупная команда генетиков из Европы и США. Они выявили у людей генетические предпосылки, которые способствуют совершению преступлений различного рода тяжести. Оказывается, гены влияют на сложную биохимию мозга, заставляя человека преступать закон.
Команда учёных идентифицировала два гена в человеческой ДНК, которые при наличии мутаций встречаются у преступников значительно чаще, чем у законопослушных людей. Это открытие было сделано в ходе эксперимента.
Учёные провели генетический анализ ДНК 800 финнов, заключённых в тюрьму за насильственные и ненасильственные преступления. Затем результаты сравнили с образцами здоровых людей на свободе. Оказалось, что вариации двух генов, MAOA и CDH13, связаны с крайне агрессивным поведением.
"При этом мы не смогли выявить существенное влияние одного из этих генов на клетки заключённых, совершивших ненасильственные преступления. Это означает, что мутации этих генов специфичны именно для насильственных преступлений", — поясняет соавтор исследования Яри Тиихонен (Jari Tiihonen) из Каролинского института в Швеции.
Учёные также приняли во внимание экологические факторы, склонность заключённых к злоупотреблению психоактивными веществами, антиобщественные расстройства личности и жестокое обращение в детстве. Однако ни один из этих факторов риска не повлиял на полученные выводы.
Тиихонен и его коллеги отмечают, что данное исследование лишь указывает на два мутантных гена, которые чаще всего встречаются у преступников. Тем не менее, полагают исследователи, в ДНК человека может существовать ещё масса других вариаций генов, которые могут прямо или косвенно оказывать негативное влияние на биохимию мозга и таким образом "толкать" людей на совершение преступлений.
Также важно отметить, что характерные мутации этих двух генов были обнаружены и у здоровых людей: носителем был каждый пятый из испытуемых. Верно было и обратное: у некоторых заключённых, совершивших тяжёлые насильственные преступления, никаких характерных мутаций в генах выявлено не было.
"Несмотря на то, что сочетание мутаций в генах MAOA и CDH13 в 13 раз повышает вероятность совершения насильственного преступления по сравнению с обычным генотипом, некоторые испытуемые из высокой группы риска не имели преступной истории", — рассказывает Тиихонен.
Ген MAOA связан с метаболизмом дофамина — нейромедиатора, который играет определённую роль в склонности и способности испытывать удовольствие. CDH13, как полагают учёные, участвует в процессе импульсного управления и связан с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
По мнению Тиихонена, обнаружение этих двух генов — лишь верхушка айсберга. Учёные считают, что если мутации в двух этих генах оказывают наибольшее влияние на агрессивное поведение, то в ДНК человека существует и сотни других, отвечающих за антисоциальное поведение.
В своей статье, опубликованной в журнале Molecular Psychiatry, исследователи отмечают: немаловажно, что работа проводилась в Финляндии — цивилизованной стране, где варварские устои, по-прежнему распространённые в странах третьего мира, отсутствуют. Вне зависимости от генетики, выходцы из неблагополучных социумов гораздо более склонны к совершению насильственных преступлений, чем те, кто родился и вырос в хороших условиях.
Несмотря на свои выводы, авторы данного исследования полагают, что результаты работы не должны повлиять на судебную систему. Это всего лишь наблюдения, которые интересны генетикам. Но сообщать людям о генетической склонности к совершению преступлений, так же как и облегчать наказание в связи с наличием мутаций в генах, никто не собирается. В конце концов, свобода воли в принятии решений по-прежнему главенствует.