Звёзды и звёздные системы 3 августа 2015, 14:56 3 августа 2015, 15:56 3 августа 2015, 16:56 3 августа 2015, 17:56 3 августа 2015, 18:56 3 августа 2015, 19:56 3 августа 2015, 20:56 3 августа 2015, 21:56 3 августа 2015, 22:56 3 августа 2015, 23:56 4 августа 2015, 00:56
  • Ася Горина

Внутренности взорвавшейся звезды впервые продемонстрировали литий

Новая Центавра взорвалась в 2013 году и выбросила в космос значимые для науки объёмы лития
    (фото ESO).
Изучение химического состава звёзд длительное время показывало, что у молодых светил часто обнаруживается больше лития, чем прогнозирует теория. Астрономы предложили объяснение этой загадке, после того как впервые выявили этот химический элемент во внутренностях взрывающейся звезды.

В 2013 году команда астрономов использовала телескоп Ла-Силья Европейской южной обсерватории, чтобы понаблюдать за взрывающейся новой звездой Nova Centauri. Теперь учёные утверждают, что исследование этого небесного объекта помогает объяснить тайну того, почему многие молодые звёзды имеют больше лития в своём составе, чем предполагает теория.

Новое открытие дополняет уже существующие знания астрономов о химической эволюции Галактики. Оно также представляет большую ценность, так как важно понимать, каковы объёмы различных химических элементов в звёздах Млечного Пути, и как можно на основе этих знаний делать прогнозы.

Существует теория, что лёгкий элемент литий был сформирован во Вселенной ещё во время Большого взрыва, то есть около 13,8 миллиарда лет назад. Однако распределение этого элемента в составах звёзд до сих пор остаётся непонятным учёным.

Ещё в 1970-х годах исследователи предположили, что значительная часть "избыточного" лития, которая обнаруживается у молодых звёзд, может происходить из новых звёзд — гигантских взрывов, распространяющих различные химические элементы по космосу вокруг себя. Чтобы подтвердить эту теорию, необходимо было найти хотя бы одну взрывающуюся звезду и обнаружить в её составе литий.

Благодаря наблюдениям через телескопы Обсерватории Ла-Силья, а также использованию мощного спектрографа PUCHEROS на 0,5-метровом телескопе обсерватории Папского католического университета, команда учёных во главе с Лукой Иццо (Luca Izzo) из Римского университета Ла Сапиенца подтвердила, что Новая Центавра действительно распространяет литий, который имеется в её составе.

Скорость выброса вещества составила два миллиона километров в час, рассказывается в пресс-релизе Европейской южной обсерватории.

"С нашим новым открытием мы продвинулись далеко вперёд в понимании химической эволюции нашей Галактики. Млечный Путь похож на большой пазл, и история с распределением лития была пропавшим куском, без которого невозможно понять всю картину в целом. Более того, даже модели Большого взрыва могут быть поставлены под сомнение до тех пор, пока не решена была загадка с литием", — рассказывает о важности исследования его соавтор Массимо Делла Валле (Massimo Della Valle) из Астрономической обсерватории INAF в Неаполе, Италия.

Масса выброшенного звездой Новая Центавра лития была крайне мала — менее чем одна миллиардная доля массы Солнца. Однако даже этого количества хватило для того, чтобы объяснить наблюдаемые неожиданно большие объёмы лития в нашей галактике.

Результаты исследования подробно описаны в статье (PDF-документ), опубликованной в издании Astrophysical Journal Letters.