"Ничего страшного, это подделка": древний бирюзовый череп оказался не совсем настоящим
Десятилетиями Национальный этнографический музей в Лейдене (Голландия) гордился одним из редчайших артефактов в своей коллекции: древним черепом, украшенным мозаикой из бирюзы. Таких черепов в мире всего два десятка. Происхождение – Мексика, авторство принадлежит древним миштекам, одному из главных народов доколумбовой Мезоамерики. Время создания – XIII-XV век. Или нет.
Мозаика из бирюзы, пожалуй, самый знаменитый миштекский «бренд»: маски и черепа, украшенные бирюзой, продолжали создаваться даже после завоевания миштеков ацтеками в XV веке – одна из таких мозаичных масок представлена, например, в Британском музее как результат совместного миштеко-ацтекского творчества.
«Свой» бирюзовый череп Национальный этнографический музей приобрел в 1963 году за сумму, эквивалентную современным 19000 евро. С тех пор череп исправно отрабатывал в музее статус древнего шедевра, пока не выяснилось, что знаменитый артефакт – подделка, сообщает издание Art Daily со ссылкой на AFP.
Спойлер: сомнения в подлинности всех известных бирюзовых черепов существовали всегда. Нет никаких сведений о том, кто и где именно их нашел, все артефакты были приобретены у частных лиц. Однако, прежде чем сделать шокирующее заявление, эксперты голландского музея целых четыре года изучали легендарный череп всеми доступными способами. Исследования проходили в рамках специальной музейной программы «Шедевры под микроскопом».
Изучение бирюзового черепа. Фото: volkenkunde.nl
«По данным радиоуглеродного и изотопного анализа, сам череп и пластины бирюзы – древние, относятся к верному временнóму периоду и согласуются по месту происхождения. Однако для создания самой мозаики был использован клей, произведенный в XX веке», говорится в сообщении на сайте музея.
Зубы тоже оказались фальшивыми, добавляет голландская газета Trouw: «для черепа, веками лежавшего под землей, они слишком хорошо сохранились».
Первый тревожный звонок, в прямом и переносном смысле, раздался в 2010 году. Мартину Бергеру, реставратору Этнографического музея, позвонил французский коллега из Марселя и рассказал, что их музею был передан похожий череп из частной коллекции, но даритель сомневается в его подлинности.
Это стало началом международного научного расследования. В 2012 году оба черепа в сопровождении голландских и французских хранителей отправились в парижскую лабораторию. «Вскоре мы поняли, что наш череп тоже несколько более "современный", чем было принято считать», – констатировал Мартин Бергер.
Бергер подозревает, что подделка была изготовлена неким мексиканским дантистом и его женой в 1940-х или 1950-х годах. В то время мексиканские древности подвергались масштабному неконтролируемому разграблению, а сбыт редких артефактов, подобных миштекскому черепу, был очень доходным бизнесом. Супружеская пара выкапывала подлинные черепа, украшала их полудрагоценными камнями – тоже подлинными, а познания мужа в стоматологии помогли древнему миштеку обзавестись новыми зубами.
Анализ зубов бирюзового черепа. Фото: volkenkunde.nl
На вопрос журналистов Trouw, опечален ли он неприятным открытием, Бергер ответил философски: «Нет. Ведь череп рассказал нам необычную историю, а это именно то, чем хотят заниматься музеи: рассказывать истории. Бирюзовый череп остается одним из шедевров нашей коллекции, мы просто изменили информацию на сопроводительной табличке».
К тому же череп, по словам Бергера, лишь частично поддельный: «Сам череп, как и бирюза на нем, – подлинный археологический материал. Вот только не сами миштеки приклеили бирюзу на этот череп».
Изучение бирюзового черепа. Фото: volkenkunde.nl
Голландские музейщики сумели превратить скандальное открытие в почти милую историю. Они уже научены горьким опытом других «облапошенных» музеев: самый громкий скандал с черепами из Центральной Америки случился относительно недавно. Знаменитые хрустальные черепа из музеев Парижа, Лондона и Вашингтона – загадочные артефакты доколумбовой эпохи, которым посвящали книги и фильмы, – оказались 100-процентной подделкой: это доказали научные исследования, опубликованные в 2008 году.
Зато два других артефакта, изученных в рамках музейной программы «Шедевры под микроскопом», прошли проверку на подлинность. Это ацтекский манускрипт XVIII века – единственный в Голландии образчик ацтекской письменности, и так называемый Кодекс Ануте, миштекский манускрипт XVI века. Современные методы исследования помогли обнаружить на его страницах скрытые рисунки, которые невозможно было разглядеть невооруженным глазом.
Все три изученных артефакта расскажут свои истории на особой выставке, организованной Национальным этнографическим музеем в Лейдене.