15 марта 2019, 09:24 15 марта 2019, 10:24 15 марта 2019, 11:24 15 марта 2019, 12:24 15 марта 2019, 13:24 15 марта 2019, 14:24 15 марта 2019, 15:24 15 марта 2019, 16:24 15 марта 2019, 17:24 15 марта 2019, 18:24 15 марта 2019, 19:24

Скрипач Андрей Баранов: заниматься музыкой все свободное время опасно для психики

  • Скрипач Андрей Баранов: заниматься музыкой все свободное время опасно для психики
15 марта известный скрипач Андрей Баранов выступит с МГАСО под управлением Павла Леонидовича Когана в Большом зале Консерватории. В интервью Вести.Ru он рассказал о том, как он стал скрипачом, о выборе между классикой и джазом и о том, что главное для него в музыке.

Начало весны Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана отметит праздничным концертом, который состоится 15 марта, в 19:00, в Большом зале консерватории имени П. И. Чайковского. Гость вечера — известный скрипач Андрей Баранов — победитель более двадцати международных конкурсов.

- Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, о предстоящем концерте вместе с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Леонидовича Когана. Что ждет публику? Какие произведения вы исполните?

- Думаю и надеюсь, что будет очень хороший концерт. Будет исполнена музыка великих русских композиторов, таких как Рахманинов, Глазунов и Римский-Корсаков. Я принимаю участие только в одном произведении – концерте Глазунова для скрипки с оркестром. Это потрясающее светлое произведение, которое раскрывает русскую душу. Поэтому жду с нетерпением исполнения этого концерта маэстро Коганом.

- Это первое ваше выступление с МГАСО?

- Нет, я уже выступал с этим оркестром в прошлом году и тоже в Большом зале консерватории. Тогда мы с Борисом Андриановым исполняли Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели. С МГАСО у меня развиваются партнерские отношения — мы пока немного играли вместе, но уже есть произведения, над которыми углубились в работу.

- Ранее вы, как победитель конкурса имени королевы Елизаветы, несколько лет играли на скрипке работы Антонио Страдивари "Хаггинс" 1708 года. Какой сейчас у вас музыкальный инструмент?

- Сейчас у меня скрипка Гвадинини 1758 года. Очень хорошая итальянская скрипка, которая мне очень нравится. Я, как и любой другой музыкант, нахожусь в постоянном поиске своего звука, своего инструмента.

- Вы родились в Ленинграде, а живете и работаете по всему миру. Где по ощущению ваш дом?

- Если говорить о доме как о родине, то, конечно, это Санкт-Петербург. А если говорить о доме как о месте, где живет моя семья – жена и дети – это Лозанна в Швейцарии. Сейчас мы там базируемся, но кто знает, что может быть завтра?

- Ваша мама – пианистка, а папа – скрипач. Они договорились, что, если рождается мальчик, он идет по стопам отца, а если девочка – матери. Так и получилось у вас с сестрой. Не тяготила ли вас в детстве такая заданность жизненного пути?

- Я не был каким-то гениальным ребенком. Был самым обычным, с неплохими задатками. Поэтому не всегда с удовольствием занимался музыкой. Хотелось и что-то другое делать, проводить время с друзьями. Мои родители рассказывают, что я был простым ребенком. Если они говорили "надо", я выполнял то, что от меня требовалось, без особых скандалов. Так что я маме и папе очень благодарен за то, что они сделали непростой выбор, – начали меня и мою сестру профессионально учить музыке с пяти лет.

- А сколько необходимо репетировать в день для того, чтобы не потерять профессионализм?

- Для разного возраста – по-разному. Да и для разных людей по-разному. Я считаю, что мне надо заниматься очень много, чтобы мои физические данные – мышцы и все сухожилия — были бы в оптимальном состоянии. Например, в этом месяце у меня колоссальное количество программ, поэтому я занимаюсь все свободное время. Но нельзя музыкой заниматься всю жизнь в свободное время, потому что это может быть опасным для психики и для мышц.

- Можно переиграть руки?

- Мне кажется, что это в первую очередь зависит от школы. Хорошие педагоги учат, как держать скрипку, как шевелить пальцами и извлекать звук, и тогда ничего зажиматься не должно. Все основано на освобождении, поэтому руки не должны переигрываться.

- Занятие музыкой – это большой и кропотливый труд, часто через "не могу". Когда вы начали понимать, что это ваше, получать удовольствие от скрипки? В 11 лет, когда победили на своем первом конкурсе – на международном детском фестивале джаза и эстрадной музыки "Джаз-Парнас"?

- Это был очень правильный ход со стороны моих родителей – поучаствовать в конкурсе не только академической, классической музыки, почувствовать импровизацию на самом высоком уровне. Я немного ее изучал и познакомился с Давидом Голощекиным, самым знаменитым нашим джазовым скрипачом. Это дало мне возможность почувствовать сценическую свободу, когда ты должен постоянно импровизировать. Это был один из ключевых моментов моей жизни, когда мне понравилось – я понял, что выступление на сцене приносит мне удовольствие, раскрепощение. Но все-таки я с самого детства больше люблю академическую, классическую музыку, и меня всегда больше интересовали серьезные произведения.

- Вы являетесь первой скрипкой квартета имени Давида Ойстраха. Чем для вас является этот коллектив?

- Квартет является для меня очень дорогим собранием друзей-музыкантов, единомышленников с музыкальной точки зрения, с которыми мне всегда хочется играть вместе, и я горд, что нам выпала честь нести это великое имя.

- Ваша победа на престижнейшем конкурсе имени королевы Елизаветы в 2012 году поставила вас в один ряд со знаменитыми скрипачами, в частности, с первыми победителями этого конкурса Давидом Ойстрахом и Леонидом Коганом. А вот страна победы почти не заметила. Не обидно, что вы являетесь, что называется, "широко известным в узких кругах"? Или это удел всех классических музыкантов?

- Совершенно не обидно. Просто сейчас другое время. Когда Давид Ойстрах и Леонид Коган возвращались в Советский Союз, их встречали с триумфом. Тогда это было что-то новое. Государство направляло огромные силы на то, чтобы выигрывать международные конкурсы и быть лучшими везде – в балете, музыке, в спорте. Теперь так чествуют, наверное, только спортсменов. Например, на Олимпиадах и чемпионатах мира. Классических музыкантов и деятелей культуры, во всяком случае, молодых, знают, как вы точно сказали, только в узких профессиональных кругах. Что на мой взгляд, неправильно, потому что культура и искусство – это вечное достояние всего человечества, в первую очередь, России. Я очень люблю спорт, но это другой уровень популярности. Сейчас есть Интернет, телевидение, чья аудитория насчитывает миллиарды человек, а искусство остается – не люблю этого слова – в элитарном и узком кругу слушателей.

- Кстати, про спорт. Давид Федорович Ойстрах был довольно сильным шахматистом. В свое время большой интерес общественности вызвал его матч с композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в Москве в 1937 году, выигранный Ойстрахом. А у вас есть какие-то увлечения помимо музыки?

- Я постоянно играл в шахматы до 15 лет, в том числе и в турах. Потом мне почему-то стал более интересен биллиард, и с тех пор, кроме скрипки, я увлекаюсь этой игрой, в которой достиг неплохого любительского уровня. В детстве также играл в большой теннис и даже участвовал в турнирах. Пришлось оставить, потому теннис не очень сочетается со скрипкой – кисть правой руки должна быть слишком крепкой, чтобы играть на должном уровне.

- Что для вас главное в музыке, искусстве? Свобода самовыражения и независимость от будничных дней?

- Свобода – это очень важно, потому что ее достичь очень сложно. Легче ее достичь, когда играешь один. А вот когда играешь с оркестром и дирижером, в камерном ансамбле, очень редко появляется ощущение, что ты играешь руками своего партнера, который исполняет то же самое произведение. То есть возникает единое музыкальное чувство, ансамблевость.

- Вы считаете себя перфекционистом в исполнительском смысле?

- Да, я считаю себя таковым. По крайней мере стремлюсь к этому, стараясь добиваться от других и, в первую очередь, от себя – для меня это очень важно.

- Ваш гастрольный график, наверное, расписан на несколько лет вперед? Принадлежите ли вы себе?

- Да. До той поры, пока я солист и остаюсь независимым, я полностью принадлежу себе и волен распоряжаться своим временем.

Андрей Баранов — победитель Международного конкурса Королевы Елизаветы 2012 года. Он также является победителем конкурсов скрипачей имени Бенджамина Бриттена в Лондоне и имени Генри Марто в Германии и завоевал призы на более чем двадцати различных международных конкурсах, включая конкурсы в Индианополисе (США), Сендае (Япония), Сеуле (Южная Корея), конкурсы UNISA (ЮАР), Давида Ойстраха, Лианы Исакадзе, Паганини (в Москве) и многих других.

Сегодня Андрей Баранов — первая скрипка струнного квартета имени Давида Ойстраха, уникального ансамбля, созданного им вместе с ведущими молодыми солистами России в 2012 году.

Сотрудничество Андрея со многими выдающимися музыкантами, в том числе с Мартой Аргерих, Лианой Исакадзе, Пьером Амоялем, Юлианом Рахлиным, Борисом Андриановым, укрепило позиции молодого музыканта. В 2009 году, в возрасте всего лишь 23 лет, Баранов назначен ассистентом профессора Пьера Амояля в Лозанской консерватории. С этого времени он начал давать мастер-классы в Чикаго, Бангкоке, Риге, Вильнюсе, Стокгольме, Москве и других городах.

В пользование Андрею были предоставлены несколько выдающихся инструментов. Свою победу на конкурсе Королевы Елизаветы Андрей одержал, играя на скрипке Ансальдо Погги "экс-Мильштейн" (1947), предоставленной ему японским фондом Munetsugu Hall — Yellow Angel Foundation, в результате чего он получил право играть на скрипке работы Антонио Страдивари "Хаггинс" (1708) из японской коллекции Nippon Music Foundation.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация