Организмы-экстремофилы 24 ноября 2015, 16:58 24 ноября 2015, 17:58 24 ноября 2015, 18:58 24 ноября 2015, 19:58 24 ноября 2015, 20:58 24 ноября 2015, 21:58 24 ноября 2015, 22:58 24 ноября 2015, 23:58 25 ноября 2015, 00:58 25 ноября 2015, 01:58 25 ноября 2015, 02:58
  • Дарья Загорская

Тихоходки выживают в космосе благодаря чужим генам

Микроскопические беспозвоночные тихоходки способны выживать даже в экстремальных условиях открытого космоса без помощи специального оборудования. Новое исследование показало, что обязаны они этим своему геному, шестая часть которого оказалась позаимствованной от других видов.

Тихоходки (Tardigrada) всегда привлекали исследователей своей поразительной выносливостью и жизнестойкостью. С точки зрения систематики беспозвоночных их место не вполне определено. Этот тип животных принято располагать между нематодами (круглыми червями) и членистоногими.

Большинство видов этих микроскопических полупрозрачных существ размером от 0,5 до 1,5 миллиметра населяют мхи и лишайники. Есть также тихоходки, обитающие в пресных водоёмах и морях. Другими словами, эти животные нуждаются в большом количестве влаги.

При этом они способны переносить самые жёсткие условия, такие как экстремальное охлаждение и нагревание, а также голодание, высыхание, действие радиации, полное отсутствие кислорода и прочее. Что интересно, тихоходки в такой ситуации не приспосабливаются, а впадают в анабиоз. То есть их метаболизм крайне замедляется, они уменьшаются в объёме, конечности втягиваются и тело принимает форму бочонка.

Когда внешние условия становятся более благоприятными, животные вновь возвращаются к своей нормальной жизни. Даже если они выдержали нагревание более чем до 100 °C, охлаждение до -270 °C, многие годы провели без воды или пережили путешествие в открытый космос.

И вот теперь команда исследователей из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, работающая под руководством Боба Гольдштейна (Bob Goldstein), расшифровала геном этих удивительных существ. Главным открытием работы стало то, что 17,5% ДНК тихоходок оказалось заимствованным у других видов.

"Мы понятия не имели, что геном какого-либо животного может содержать так много чужеродной ДНК, — рассказывает доктор Гольдштейн в пресс-релизе. — Разумеется, мы знали о такой возможности, но не могли предположить степень заимствования".

Работа, опубликованная в журнале PNAS, поднимает вопрос о взаимосвязи наличия чужеродного кода в организме тихоходок и их способности выживать в экстремальных условиях.

В ходе секвенирования учёные обнаружили, что тихоходки вида Hypsibius dujardini за время своего существования позаимствовали у других видов около шести тысяч генов, большинство из которых принадлежит бактериям, и в меньшей степени растениям, грибам и археям. Вполне возможно, что некоторые из первоначальных хозяев были экстремофилами, то есть живыми существами, способными обитать и размножаться в экстремальных условиях среды.

Процесс передачи наследственной информации, не своим потомкам, а другому виду, называется горизонтальным переносом генов. Для сравнения, большинство животных имеют в своём геноме не более 1% заимствований.

Предыдущими рекордсменами в этом царстве были коловратки, но тихоходки увеличили их "достижение" вдвое.

Авторы исследования считают, что фрагменты чужеродной ДНК попадают в организм случайным образом, но это именно то, что помогает животным успешно давать потомство после экстремальной дозы радиации или глубокого замораживания.

По их мнению, в экстремальных условиях организм тихоходки иссушается, то есть теряет большую часть влаги. ДНК существ буквально разваливается на мелкие кусочки. Когда организм снова попадает во влажную среду и начинает поглощать большое количество жидкости, клеточные мембраны и оболочка ядра становятся "негерметичными", и через них легко могут проходить чужеродные ДНК и другие крупные молекулы. Поэтому, когда начинается процесс сборки своей ДНК, в ход идёт и материал, который случайно поступил извне.

"Мы привыкли рассуждать о вертикальном "древе жизни", по которому генетический материал переходит от родителей к потомкам, — подводит итоги соавтор исследования Томас Бутби (Thomas Boothby). – Но горизонтальный перенос генов со временем всё более набирает вес и учёные не могут не учитывать его при размышлениях об эволюции в целом.

Таким образом, при мыслях о "древе жизни" стоит добавить к нему понятие "паутины жизни", которая перекидывается с ветки на ветку. Это очень интересно. В результате мы начинаем редактировать наше понимание того, как работает эволюция".