Генетика человека 29 августа 2013, 10:16 29 августа 2013, 11:16 29 августа 2013, 12:16 29 августа 2013, 13:16 29 августа 2013, 14:16 29 августа 2013, 15:16 29 августа 2013, 16:16 29 августа 2013, 17:16 29 августа 2013, 18:16 29 августа 2013, 19:16 29 августа 2013, 20:16

Генетики нашли следы обратной миграции древних африканцев

Помимо археологии и лингвистики об образе жизни и некоторых исторических аспектах может рассказать и генетика. Специалисты в этой области рассказали, что некоторые древние переселенцы из Африки вернулись впоследствии на родину.

Первые люди из Африки около 200 тысяч лет назад начали заселять остальные континенты. Но это не было путешествие в один конец: некоторые люди вернулись. Учёные утверждают, что им удалось проследить путь обратной миграции, которая в два этапа вернула гены от остального мира обратно в Африку – задолго до прибытия европейских колонизаторов.

Результаты являются частью исследования африканского генома. Впервые популяционные генетики подробно изучили сложную миграцию человека в Африке, используя анализ останков, языков и артефактов.

"До сих пор подобные исследования проводились лишь на основе лингвистики и археологии, теперь же мы можем использовать генетику для проверки своих идей", – говорит Карина Шлебуш (Carina Schlebusch), генетик из университета Упсалы в Швеции.

Генетические признаки обратной миграции были замечены давно. За последнее десятилетие появились доказательства того, что люди вернулись в Африку после своего исхода. А совсем недавно были найдены данные ДНК, свидетельствующие о том, что небольшая группа из Восточной Африки мигрировала в Южную Африку, чтобы смешаться со своими собратьями-охотниками, жившими там две тысячи лет назад.

Новый анализ соединил эти две миграции. В документе, размещённом на сайте препринтов arXiv.org, популяционные генетики Гарвардской медицинской школы в Бостоне (Harvard Medical School) сообщили о выявлении следов двусторонней миграции на примере ДНК южноафриканского этнического меньшинства койсан.

Исследователи изучили более полумиллиона генетических вариаций в геноме более тысячи человек, в том числе около 200 южных африканцев – представителей 22 африканских народностей. В первую очередь, учёные искали участки ДНК с унаследованными некогда в прошлом хромосомами других этнических групп.

33-летний мужчина, представитель народа койсан (фото Ian Beatty/Wikimedia Commons).

Эти участки ДНК содержат блоки генетических вариантов, отличные от койсанской группы. Блоки короче и более рассеяны в койсане, чем в группе предполагаемых доноров, так как генетическая рекомбинация, которая происходит с каждым поколением, с течением времени отдала фрагменты хромосом.
Измеряя степень фрагментации, исследователи смогли оценить, сколько поколений назад хромосомы вошли в состав койсанского генома.

Они увидели признаки, отражающие две волны миграции: один около 3000 лет назад (прибытие неафриканских народов в Восточную Африку), и второй 900-1800 лет назад (восточные африканцы мигрировали в Южную Африку и перенесли неафриканские гены).Из-за этой двухступенчатой миграции, некоторые представители койсанского народа (который, как считалось, был генетически совершенно изолирован) фактически имеют 1-5% неафриканского ДНК.

Генетики уже обнаруживали случаи "примесей", или скрещивания, но это – первый случай обнаружения нескольких примесей в генетическом профиле одной группы. "Самым важным выводом является то, что эта миграция с востока на юг, и носителей неафриканских генов" — говорит Люка Пагани (Luca Pagani), генетик из института Сенгера (Wellcome Trust Sanger), изучавший обратную миграцию в Эфиопию.

"Открытие обретает смысл в свете предыдущих археологических и лингвистических исследований, – комментирует Сара Тишкофф (Sarah Tishkoff), генетический антрополог из Университета Пенсильвании в Филадельфии. – Например, носители южноафриканского диалекта кхо-квади ведут своё происхождение от Восточной Африки. Кроме того, 2000-летние останки рогатого скота и овец, керамических изделий, характерных для восточноафриканских культур выпаса, были найдены в Южной Африке. Возможно, этот метод может быть применен и в других случаях, где нет точных археологических данных".

Помимо всего прочего, неафриканские гены койсанского народа крайне напоминают гены современных южных европейцев. Но исследователи считают, что скорее всего, носители этих генов в то время фактически переселились в Африку с Ближнего Востока или Аравийского полуострова.

Результаты исследований показывают, что Африка является наиболее генетически разнообразным континентом в мире, а люди койсанской народности принадлежат к старейшей мировой генетической линии. Считается, что они являются потомками первых людей, которые отделились от других, ушедших из Африки.