Послеобеденный сон помогает детям лучше усваивать уроки
Пользу здорового сна даже не нужно доказывать. Все мы знаем, что 8-10 часов в сутки необходимо давать телу отдохнуть от дневных нагрузок, а бессонные ночи приведут к ухудшению памяти, снижению концентрации, а в некоторых случаях и к галлюцинациям. Ранее мы писали о том, что улучшить качество сна и избавиться от усталости по утрам можно, проведя неделю на природе без искусственного освещения — таким образом человек учится вставать с рассветом и ложиться с закатом, как того требует природа.
Последнее исследование учёных из Массачусетского университета, результаты которого были опубликованы в журнале PNAS, гласит: если вы приучите вашего ребёнка к послеобеденному сну, его умственные способности значительно улучшатся.
Эксперимент проводила психолог Ребекка Спенсер (Rebecca Spencer) вместе со своими коллегами. У неё был свой интерес: её дочерям как раз исполнилось 3 и 5 лет, когда она задалась вопросом, нужно ли их укладывать спать после обеда.
В последнее время в детских садиках США наблюдается тенденция: воспитательницы не уделяют достаточного внимания детскому сну в тихий час. Ребята могут либо вздремнуть, либо тихо играть, не мешая другим. Учёные ранее доказывали, что взрослым полезен получасовой дневной сон, он укрепляет память и помогает запоминать новую информацию. Однако, полезен ли он дошкольникам, до сих пор оставалось непонятным.
В эксперименте, который Спенсер проводила с помощью своих студентов и аспирантов, принимали участие 40 детей, возраст которых варьировался от 3 до 6 лет. Своих дочерей исследовательница тоже привела в лабораторию. Учёные хотели сравнить когнитивные способности детей, которые спали после обеда, спали от случая к случаю или же бодрствовали целый день.
На первом этапе эксперимента учёные научили детей играть в популярную игру Memory ("Память"). Им показывали несколько карточек с разными изображениями, например, с зонтиком или кошкой, после чего карты перемешивали рубашкой вверх и показывали в произвольном порядке вновь. Ребята должны были вспомнить, показывали ли им в первый раз ту же картинку, что и во второй.
Затем детей разделили на две группы. Те, кто был в первой группе, должны были лечь спать на два часа, а представители второй группы всё это время бодрствовали. Спенсер и её коллеги перепробовали много всего, чтобы заставить ребят уснуть. Самым эффективным "снотворным" было растирание ног. Впрочем, просто посидеть рядом с ребёнком тоже не помешает. По словам учёных, когда дети знают, что взрослые рядом и смотрят на них, они ведут себя гораздо спокойнее и быстрее засыпают.
После пробуждения обе группы сели снова играть в Memory. Утром следующего дня дети закрепляли полученные умения и обучались новой игре, но тихого часа ни у кого не было. Все тесты повторили во второй половине дня.
Результаты эксперимента показали, что у представителей второй группы (те, кто не спал днём) ухудшились результаты тестирования во второй раз по сравнению с первым. К примеру, если ребёнок в первый сеанс игры угадывал 75% картинок, а потом два часа бодрствовал, то при повторном тестировании точность угадывания снижалась до 65%.
Дети, которые спали между тестированиями, были одинаково точны как в первый, так и во второй раз, а также на следующее утро. Исследование не учитывает ночной сон (его качество, продолжительность, своевременность), но оказывается, что послеобеденный отдых улучшает когнитивные способности даже более эффективно, чем отдых ночью.
Наилучшие результаты показали те ребята, которые и в ходе эксперимента попали в группу "спящих", и в обычной жизни привыкли дремать после обеда. По контрасту с ними, те дети, которые привыкли к дневному сну, а в ходе испытания попали в контрольную группу, показали наихудшие результаты: точность угадывания снизилась в среднем на 15%. А дети, которые и так привыкли не спать, не повысили своих способностей после вынужденного сна. Судя по всему, их мозг уже успел адаптироваться к определённому режиму.
Второй этап исследования проходил в лаборатории сна. Спенсер и её команда пригласили туда 14 детей и следили за активностью мозговых волн, пока маленькие испытуемые спали. Они обнаружили у детей короткие вспышки нейронной активности, связанные с обработкой информации. Эти вспышки учёные называют "сонное веретено" (sleep spindles).
"Наше исследование показывает, как важен послеобеденный сон для маленьких детей. Прежние исследования указывали на то, что у взрослых людей повышается число "сонных веретен", если они принимают снотворное. Мы же доказали что число коротких вспышек возрастает у детей, если они приучены спать днём", — говорит Спенсер.
Психологи подчёркивают, что самый главный индикатор того, что необходимо вздремнуть, — это сонливость во второй половине дня. В ходе испытания некоторые дети, которых попросили бодрствовать после игры в Memory, выглядели настолько уставшими и сонными, что учёные их пожалели и отпустили с эксперимента.
"Если ребёнок хочет вздремнуть, просто необходимо ему это позволить", — заключает Спенсер.
Также по теме:
Медики выявили причину усталости по утрам и нашли решение
Человеческий сон зависит от Луны
Учёные: с возрастом качество сна улучшается
Видео: Дневной сон: польза или опасность?
Сомнологи уверены: храп опасен, а вещие сны — не мистика