Наука на службе у слепых и слабовидящих людей 5 октября 2017, 13:49 5 октября 2017, 14:49 5 октября 2017, 15:49 5 октября 2017, 16:49 5 октября 2017, 17:49 5 октября 2017, 18:49 5 октября 2017, 19:49 5 октября 2017, 20:49 5 октября 2017, 21:49 5 октября 2017, 22:49 5 октября 2017, 23:49
  • Юлия Воробьёва

Имеющий глаза да увидит: генная терапия помогла победить слепоту

Генная терапия позволила учёным восстановить зрение у слепых мышей. В отличие от предыдущих исследований на этот раз эффект от лечения оказался длительным. Впереди – клинические испытания нового метода.

Инновационные методы лечения при помощи генной инженерии спасают в тех случаях, когда традиционная медицина не справляется.

Например, "Вести.Наука" рассказывали о том, как генная терапия помогла победить рассеянный склероз, диабет и ожирение, мышечную дистрофию, серповидноклеточную анемию, а также глухоту, кистозный фиброз и лейкемию.

С 2007 года исследователи также пытаются применить методы генной терапии для лечения слепоты. Первые результаты этих работ были противоречивыми: в одном случае эффект оказался недолговечным, а в другом у пациентов и вовсе наблюдалось ухудшение состояния.

Учёные продолжали совершенствовать пути лечения, и вот теперь команда из Оксфордского университета показала, что генотерапия действительно способна помочь в борьбе со слепотой – эффективно, безопасно и надёжно.

Поясним, что в большинстве случаев слепота возникает из-за потери фоторецепторных (то есть светочувствительных) клеток сетчатки (внутренней оболочки) глаза.

Один из четырёх тысяч человек сталкивается с пигментным ретинитом – наследственным дегенеративным заболеванием глаз, которое приводит к постепенному ухудшению зрения или полной его потере. Это самая распространённая причина слепоты у молодых людей.

Однако исследователи установили, что, даже если пациент теряет зрение из-за этого заболевания, многие клетки сетчатки не отмирают полностью, хотя и перестают быть чувствительными к свету. И их можно перепрограммировать, чтобы они стали вновь функционировать правильно.

Первоначально команда из Оксфорда искала способ стимулирования этих клеток и разработала электронный имплантат, который помог пациентам частично восстановить зрение.

А в ходе новой работы учёные использовали модифицированный вирус для введения гена в эти клетки. Этот ген отвечает за производство светочувствительного белка меланопсина в клетках сетчатки. В результате клетки мышей, которые ослепли из-за пигментного ретинита, начали вновь реагировать на свет и посылать зрительные сигналы в мозг.

Наблюдения за грызунами специалисты продолжали больше года, и в течение всего этого времени зрение у животных сохранялось: они могли распознавать различные объекты, что указывает на высокий уровень зрительного восприятия.

"В наших клиниках много слепых пациентов, и возможность подарить им зрение благодаря относительно простой генетической манипуляции для нас выглядит захватывающе. Нашим следующим шагом станут клинические испытания, которые помогут оценить эффекты лечения у людей", — рассказывает ведущий автор исследования Саманта де Сильва (Samantha de Silva).

Её коллега Марк Хэнкинс (Mark Hankins) добавляет, что о ведущей роли меланопсина в восстановлении зрения известно с 2005 года. На основании этого открытия, вероятно, будет создан ещё не один метод восстановления зрения даже на поздних стадиях дегенерации сетчатки.

Научная статья по итогам исследования была опубликована в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Добавим, что ранее российские учёные вырастили из перепрограммированных клеток сетчатку глаза человека для пересадки.