Удивительный микромир бактерий и вирусов 30 мая 2017, 08:55 30 мая 2017, 09:55 30 мая 2017, 10:55 30 мая 2017, 11:55 30 мая 2017, 12:55 30 мая 2017, 13:55 30 мая 2017, 14:55 30 мая 2017, 15:55 30 мая 2017, 16:55 30 мая 2017, 17:55 30 мая 2017, 18:55

Куда пропадает пластиковый мусор из океана? Возможно, микробы научились его "разжёвывать"

Сегодня в Мировом океане уже присутствует огромное количество пластикового мусора, что негативным образом сказывается на его жителях. По подсчётам экспертов, там должно быть порядка сотен тысяч тонн мусора, но находят его в разы меньше. Куда же он девается?

На сегодняшний день в Мировом океане уже присутствует огромное количество пластикового мусора, что негативным образом сказывается на его жителях. По подсчётам некоторых экспертов, в океанах должно плавать порядка сотен тысяч тонн мусора. Тем не менее люди обнаруживают его в гораздо меньшем объёме, чем ожидалось. Возможно, причина в том, что живые организмы научились "разжёвывать" пластик, предполагают специалисты.

По словам Ричард Соле (Ricard Solé), исследователя из университета Помпеу Фабра, подобное "отсутствие" пластикового мусора нельзя объяснить физическими процессами. Такой вывод был сделан на основе математических моделей его исследовательской группы.

Так, одни исследователи полагают, что наблюдается некий "демографический бум" среди тех микробов, которые научились разлагать пластик. Правда, другие эксперты хоть и согласны с тем, что люди находят гораздо меньше пластикового мусора, чем ожидалось, считают, что есть и другие возможные объяснения феномена "недостающего пластика".

Даже если в океане пластик и разлагается намного быстрее, чем считают учёные, это не всегда означает положительный итог. "Тут трудно сказать", — считает Мэттью Коул (Matthew Cole) из Эксетерского университета. Например, биодеградация может ускорить разложение крупных кусков пластика на несколько более мелких, а это, в свою очередь, может иметь серьёзные последствия.

Так, некоторые рыбы буквально подсели на частицы пластика как на фастфуд. И это напрямую грозит человеку, питающемуся этой рыбой. Некоторые учёные и вовсе уверены, что к 2050 году желудки всех морских птиц будут содержать пластик.

Более того, сам пластик содержит различные "добавки", которые могут "вырваться на свободу" и попасть в пищевую цепочку при разложении, говорят химики. К слову, недавно учёные обнаружили запрещённые десятки лет назад загрязнители у жителей Марианской впадины.

Теоретически вполне возможно, что некоторые микробы развили способность разлагать пластик, считают учёные. Например, исследования, проведённые Линдой Амарал-Зетлер (Linda Amaral-Zettler) из Нидерландского института морских исследований, показало, что микробы, колонизирующие плавающий пластик, отличаются от тех, которые обитают в окружающей воде. Это может говорит о том, что некоторые организмы питаются загрязняющими веществами.

Тем не менее, когда химики изучали ДНК организмов, присутствующих на плавающем пластике в Северной Атлантике, они не обнаружили каких-либо микробов, которые были бы способны разрушать пластик. Хотя, возможно, какие-то виды микроорганизмов ещё просто неизвестны науке.

Исследователи считают, что ещё один вероятный сценарий состоит в том, что плавающий пластик попросту тонет на дно, поскольку его колонизируют организмы (и под их общим весом кусок тянет ко дну), или же он разрушается на такие микроскопические кусочки, которые невозможно выловить. Также он может поглощаться живыми организмами (примеров тому немало) или смываться в самые неожиданные части океана. Кстати, буквально на днях специалисты нашли в Тихом океане самый замусоренный остров мире.

Результаты исследования опубликованы на сайте Biorxiv.

Кстати, несмотря на то, что специалисты вылавливают не так много пластикового мусора, как ожидалось, его количество в Мировом океане считается недопустимым для нормального функционирования экосистем. Некоторые исследователи разрабатывают способы по его ликвидации. В частности, в Великобритании накладывают своего рода "штраф" на покупку полиэтиленовых пакетов. Некоторые учёные предлагают давать загрязняющему океан пластику новую жизнь в виде солнечных очков.