Счастье пахнет: через пот могут передаваться позитивные эмоции
Люди могут передавать другим положительные эмоции благодаря запаху собственного пота. Об этом свидетельствуют результаты нового исследования, подробности которого были опубликованы в издании Psychological Science. Оказывается, что в счастливые моменты наш организм вырабатывает особые химические соединения, а другие люди могут их почувствовать.
Предыдущие исследования показали, что негативные эмоции, связанные со страхом и отвращением, отображаются в химическом составе пота. Теперь же учёные обнаружили аналогичную коммуникативную функцию в контексте и положительных эмоций.
"Наше исследование показало, что, когда человек чувствует хемосигналы из пота счастливого товарища, он сам начинает ощущать изменения эмоционального состояния, – объясняет психолог Гюн Семин (Gün Semin) из Утрехтского университета в Нидерландах. – То есть счастливый человек может поделиться своим счастьем с другими или, вернее даже сказать, "заразить" окружающих своим счастьем".
Чтобы определить, распространяется ли эта эмоциональная хемосигнализация, когда дело доходит до положительных эмоций, Семин и его коллеги проверяли, воздействует ли запах пота человека, находящегося в состоянии эмоционального подъёма, на эмоциональное восприятие, поведение и восприятие тех, кто подвергается воздействию его запаха пота.
Исследователи набрали 12 белых мужчин, от которых должны были получить образцы пота. Как это принято в подобного рода исследованиях, участники не курили, не принимали каких бы то ни было лекарств и не имели в анамнезе психических расстройств. Во время исследования им было запрещено употреблять алкоголь, потреблять еду с резким запахом, а также подвергаться чрезмерным физическим нагрузкам или сексуальной активности.
Потовые доноры пришли в лаборатории, помылись, а затем к их подмышкам были прикреплены впитывающие прокладки. Они надели чистую футболку и сели выполнять задачу учёных. Им приходилось смотреть видеоролики, призванные пробудить конкретное эмоциональное состояние (страх, счастье или же нейтральные эмоции).
Также волонтёрам было дано задание смотреть на китайские иероглифы и рассказывать о своих впечатлениях, насколько эти символы кажутся им приятными или неприятными. Затем прокладки были сняты и хранились во флаконах.
Для второй части исследования учёные пригласили 36 белых женщин, не страдающих психическими расстройствами, заболеваниями дыхательных путей или другими болезнями. Исследователи объяснили, что в этой половине исследования участвовали только женщины, так как их обоняние работает лучше. К тому же, они чувствительнее к эмоциональным сигналам, чем мужчины. Ни исследователи, ни участники не знали, какую "эмоцию" участницам предстоит нюхать во время эксперимента.
Испытуемых расположили в креслах и давали им понюхать по одному образцу каждого типа (страх, счастье, нейтральная эмоция) с пятиминутными интервалами.
Исходные данные анализов подтвердили, что просмотр видео повлиял на эмоциональное состояние мужчин. А поведенческие анализы (с участием женщин) позволили предположить, что запах каждого образца передал эмоции и участницам.
Данные, основанные на анализе мимики, показали, что женщины, которые подвергались воздействию "страшного" пота, показали большую активность в медиальной лобной мышце – общий признак мимического проявления страха.
Женщины, которые в свою очередь подверглись воздействию "счастливых" образцов, продемонстрировало "улыбку Дюшенна": сокращение большой скуловой мышцы и нижней части круговой мышцы глаза, общий компонент счастливых выражений лица. При этом женщины не могли назвать какие-то образцы явно приятно или отталкивающе пахнущими.
Образцы, полученные после просмотра донорами китайской символики (как и "нейтральные" образцы), не повлияли на эмоциональное восприятие женщин. Возможно, что соответствующие хемосигналы выделяются лишь при явно выраженном эмоциональном состоянии.
По словам исследователей, эти данные свидетельствуют о поведенческой синхронизации между донором и преемником.
Информация о том, что некоторые запахи способны влиять на наше эмоциональное состояние, может быть использована в коммерческих целях парфюмерными индустриями, однако сами учёные описывают результаты своего исследования как "ещё один шаг к пониманию коммуникативной функции человеческого пота".