Массовые вымирания видов в истории Земли 30 октября 2013, 15:15 30 октября 2013, 16:15 30 октября 2013, 17:15 30 октября 2013, 18:15 30 октября 2013, 19:15 30 октября 2013, 20:15 30 октября 2013, 21:15 30 октября 2013, 22:15 30 октября 2013, 23:15 31 октября 2013, 00:15 31 октября 2013, 01:15
  • Евгений Парамонов

Древние шипастые акулы пережили массовое пермское вымирание

Акулы семейства Falcatidae не исчезли с лица Земли в период пермского вымирания 252 миллиона лет назад и продолжали населять глубинные участки Мирового океана ещё по меньшей мере 120 миллионов лет. Открытие учёных показывает удивительную способность жизни переживать самые серьёзные катаклизмы.

Акулы семейства Falcatidae пережили пермское вымирание 252 миллиона лет назад и продолжали населять глубинные участки Мирового океана ещё по меньшей мере 120 миллионов лет. К такому выводу пришли палеонтологи из университета Монпелье (Université de Montpellier) и Женевского музея естествознания (Muséum d'histoire naturelle de la Ville de Genève) после исследования зубов доисторических животных.

Рыбы, о которых идёт речь, принадлежат к специфической разновидности хрящевых. При миниатюрных размерах (акулы не превышали 30 сантиметров в длину) у каждой особи имелись довольно большие относительно габаритов тела глаза. Кроме того, самцы Falcatidae были вооружены странным шипообразным отростком, располагающимся на месте спинного плавника. Предназначение последнего ― до сих пор загадка. Основой рациона акул являлись мелкая рыба и моллюски.

Реконструкция внешнего вида древней акулы (иллюстрация Alain Beneteau/Nature).

Шесть крошечных зубов длиной не более двух миллиметров были обнаружены в известняковых отложениях на юге Франции. Исходя из конфигурации, находку относят к кладодонтоморфам. На зубах таких животных имеется высокий средний бугор и маленькие бугорки по бокам. Внешнее строение, размеры и композиционный состав окаменелостей позволяют почти наверняка судить об их принадлежности к Falcatidae.

Само место раскопок некогда располагалось на дне океана, а геологический слой сформировался в эпоху раннего мела. Поскольку область залегания ископаемых имеет возраст 130 миллионов лет, учёным пришлось пересмотреть своё представление о рыбах. Ранее считалось, что эти "шипастые миниакулы" исчезли 252,2 миллиона лет назад после массового пермского вымирания.

Открытие учёных доказывает, что акулы обитали на 120 миллионов лет дольше (фото Tommy/Wikimedia Commons).

Глобальный катаклизм, в процессе которого исчезло 95% обитателей морей и около 70% наземных видов, разделяет две геологические эры: палеозой и мезозой. Считается, что вымирание было вызвано ударом метеорита или интенсивной вулканической деятельностью. Вероятно, в это время произошло стремительное изменение состава атмосферы планеты, после чего последовало повышение среднегодовой температуры, сопровождавшееся обильными кислотными дождями.

С одной стороны открытие намекает на то, что так называемое "массовое вымирание" было не таким уж и массовым. Однако по словам самих учёных находка скорее исключение, чем правило: выживание шипастых акул стало следствием адаптации к глубоководной среде обитания. Таким образом, находка демонстрирует удивительную способность живых существ переживать самые серьёзные мировые катаклизмы.

Подробнее с исследованием можно ознакомиться в статье в журнале Nature Communications.