Поиск экзопланет и изучение других планетных систем 28 января 2015, 14:10 28 января 2015, 15:10 28 января 2015, 16:10 28 января 2015, 17:10 28 января 2015, 18:10 28 января 2015, 19:10 28 января 2015, 20:10 28 января 2015, 21:10 28 января 2015, 22:10 28 января 2015, 23:10 29 января 2015, 00:10
  • Ася Горина

Древнейшая система планет продемонстрировала первые миры Галактики

Благодаря охотнику за экзопланетами телескопу "Кеплер", астрономы открыли древнейшую планетную систему Млечного Пути. Она состоит из пяти сильно разогретых, предположительно, скалистых миров, а её возраст вдвое больше, чем у Солнечной системы.

Астрономы изучили данные телескопа Kepler и открыли самую древнюю планетную систему нашей галактики — Млечного Пути. Она более чем вдвое старше Солнечной системы и состоит из пяти сильно разогретых, предположительно, скалистых миров. По словам учёных, изучение древней системы может пролить свет на процессы, которые протекали на заре зарождения первых планет в Галактике.

Родительская звезда планетной системы Кеплер-444 представляет собой солнцеподобное светило, удалённое на 117 световых лет от Земли. Открытие этого объекта принадлежит команде Билла Чаплина (Bill Chaplin), астрофизика из университета Бирмингема в Великобритании. Вместе со своими коллегами Чаплин проанализировал данные, которые космическая обсерватория "Кеплер" собирала на протяжении нескольких лет.

Планетная система Кеплер-444 стала настоящей жемчужиной в коллекции данных этой миссии: пять небольших планет создавали мини-затмения, проходя по диску родительской звезды. По ним астрономы определили присутствие в системе небесных тел. Также транзитный метод позволил определить орбитальные периоды каждой планеты.

Все экзопланеты в системе Кеплер-444 находятся в радиусе 12 миллионов километров от звезды и совершают полный оборот вокруг светила за 10 дней или менее. Для сравнения: Меркурий — ближайшая к Солнцу планета — удалена от центра системы на 46 миллионов километров.

Из-за того, что планеты настолько близко расположены к своей звезде, астрономы понимают, что все пять миров слишком горячие, чтобы иметь потенциальную способность поддерживать воду в жидком виде на своей поверхности. А значит, все они находятся за пределами обитаемой зоны и не могут поддерживать жизнь в известной человечеству форме.

Согласно расчётам Чаплина и его команды, температура на поверхности этих планет намного выше, чем на Меркурии. По этой причине, если миры хоть когда-нибудь и были покрыты океанами и атмосферой, то сейчас их ландшафты представляют собой выжженную каменистую пустыню.

"Ближайшая к звезде Кеплер-444 планета обладает размерами того же Меркурия, а самая дальняя чуть меньше Земли или Венеры. Остальные же три приблизительно размером с Марс", — рассказывает Чаплин в пресс-релизе.

Несмотря на то, что данная система не может стать новым домом для человечества, открытие всё же имеет огромную научную ценность. Обнаружение целых пяти планет размером меньше Земли — большая редкость для астрономов, которые чаще всего находят на звёздном небе горячие юпитеры, которые намного крупнее скалистых планет.

Самым примечательным фактом является возраст системы Кеплер-444 — 11,2 миллиарда лет по сравнению с 4,5 миллиарда у Солнечной системы. Это означает, что скалистые миры и их звезда зародились буквально на заре существования Вселенной, чей возраст оценивается в 13,8 миллиарда лет.

Сравнение размеров планет Солнечной системы и системы Кеплер-444 (иллюстрация Tiago Campante/Peter Devine).

Для оценки возраста Кеплер-444, команда проанализировала небольшие изменения в яркости звезды, которые, как выяснилось, происходили на протяжении минуты в течение года. Эти изменения позволили астрофизикам вычислить скорость звука внутри звезды, которая, в свою очередь, позволяет судить о соотношении водорода и гелия в сердце светила. Именно это соотношение указывает на то, какой эволюционный путь прошла звезда с момента своего зарождения.

"Мы считаем, что в Кеплер-444 планеты сформировались вскоре после зарождения самой звезды. Удивительно, что к моменту появления Земли скалистые миры древней системы уже были вдвое старше, чем наша планета сегодня", — говорит Чаплин.

Столь "почтенный" возраст изучаемой системы позволяет предположить, что скалистые планеты земного типа могли начать формироваться на очень ранних стадиях существования Вселенной. На это указывают и результаты спектроскопического анализа, который выявил крайне малое содержание железа в составе звезды и планет. Вероятно, полагают учёные, эти небесные тела состоят из гораздо более лёгких элементов, таких как углерод, азот, кремний и сера. Они были распространены во Вселенной, когда она была молода.

В дальнейшем учёные планируют использовать данные, полученные в ходе этого исследования, для того чтобы понять механизмы формирования подобных Земле миров.

Результаты исследования описаны в статье издания The Astrophysical Journal.