Здоровое долголетие и старение 30 января 2018, 10:31 30 января 2018, 11:31 30 января 2018, 12:31 30 января 2018, 13:31 30 января 2018, 14:31 30 января 2018, 15:31 30 января 2018, 16:31 30 января 2018, 17:31 30 января 2018, 18:31 30 января 2018, 19:31 30 января 2018, 20:31
  • Юлия Воробьёва

Наперекор биологам и математикам: почему голые землекопы не стареют

Среди модельных животных есть те, которые по праву могут считаться "супермоделями". Это голые землекопы, которые не чувствуют боли и не болеют раком. А ещё, как выяснилось, нарушают математический закон смертности Гомпертца, проживая в несколько раз дольше положенного. Да и старость в её привычном понимании этим грызунам не знакома.

Среди модельных животных (к которым, например, относятся мыши и шимпанзе) есть те, которые по праву могут считаться "супермоделями". Это голые землекопы, которые известны своими сверхспособностями.

К примеру, эти небольшие грызуны имеют устойчивость к раку и не чувствуют боль, а ещё они способны жить без кислорода 18 минут. Изучение этих способностей открывает перед медиками и генетиками много новых возможностей.

Но, как выяснили учёные из научно-исследовательской компании Calico (основанной Google для изучения процессов старения), голые землекопы могут поделиться с людьми ещё одним секретом. Оказывается, у этих грызунов замедлен процесс старения.

В то время как обычные крысы живут около четырёх лет, их лысые холоднокровные сородичи проживают все 30, причём их самки даже в этом возрасте остаются весьма плодовитыми. Более того, по мере старения у землекопов не возрастает риск смерти, как это происходит у большинства млекопитающих.

Ведущий автор новой работы биолог Рошель Буффенштейн (Rochelle Buffenstein) изучала голых землекопов более 30 лет, и у некоторых из них отследила полный жизненный цикл. По её словам, животные удивительным образом нарушают закон смертности Гомпертца — Мейкхама.

В 1825 году британский математик Бенджамин Гомпертц обнаружил, что риск смерти постепенно возрастает с возрастом; например, у людей он удваивается примерно каждые 8 лет после 30 лет. Этот закон распространяется на всех взрослых млекопитающих. По-видимому, голые землекопы – единственное исключение из правил.

Изучив записи о 3299 землекопах, команда выяснила, что после достижения зрелости в возрасте шести месяцев ежедневная вероятность смерти для них составляла один к десяти тысячам, и этот показатель сохранялся в течение всей жизни.

"Вероятность смерти у млекопитающих, таких как люди, лошади и мыши, среди прочих, увеличивается с возрастом в геометрической прогрессии, согласно закону Гомпертца. Наши исследования показывают, что голые землекопы не стареют таким же образом и их риск смерти не увеличивается даже в 25 раз после достижения репродуктивной зрелости", — рассказывает Буффенштейн.

По её словам, эти данные говорят о том, что именно землекопы могут подсказать людям секрет долголетия.

Занимаясь поиском факторов, замедляющих старение, учёные выяснили, что у землекопов очень активно идут процессы ремонта ДНК, а также высок уровень шаперонов – белков, которые помогают другим белкам восстанавливать свои структуры и выстраиваться в белковые комплексы.

Иными словами, эти грызуны "содержат свой дом в чистоте" – избавляются от "молекулярного мусора", а не накапливают его в течение жизни, поясняет Буффенштейн.

Впрочем, некоторые её коллеги пока что не спешат делать однозначные выводы. Дело в том, что выборка для наблюдений была очень мала: большинство животных в научных центрах либо умирает в ходе экспериментов, либо переезжает в другие лаборатории.

Рошель Буффенштейн, в свою очередь, отмечает, что самый пожилой землекоп из подопечных дожил до 35 лет, а общие данные наблюдений даже за теми грызунами, которые прожили по 15 лет, уже дают чёткую картину. По её словам, сотни крыс будет достаточно, чтобы доказать закон старения Гомпертца. В данном же случае речь идёт о трёх тысячах землекопов, но закон всё равно не доказан и не может быть доказанным на их примере в принципе.

Авторы отмечают, что потребуется больше долгосрочных исследований, чтобы изучить процессы старения суперживучих грызунов. Пока что самым логичным кажется предположение, что "возрастная черта", после которой их организм действительно начинает стареть, каким-то образом сдвинута в самый конец жизненной линии, а после определённого возраста у грызунов старение, напротив, набирает темпы.

Более подробно об исследовании грызунов-долгожителей рассказывается в статье, опубликованной в издании eLife.

Напомним, что "источником молодости" могут также послужить физические упражнения, известный антиоксидант, красный перец и даже редкая генетическая мутация.