Начаты испытания метода лечения Эболы плазмой крови выживших
Первые клинические испытания терапии против лихорадки Эбола начинаются в Западной Африке. Их цель — проверить безопасность и эффективность методики по снижению заболеваемости и смертности при помощи переливания пациентам плазмы или сданной крови от тех, кто смог пережить болезнь.
Исследователи рассчитывают на то, что антитела против вируса Эбола, которые присутствуют в крови пережившего заболевание, могут иметь защитный эффект для другого инфицированного вирусом человека.
Об этом российские эксперты-вирусологи говорили уже в октябре 2014 года, в ноябре исследовательские группы нескольких стран отправились в африканские страны и начали собирать кровь людей, переживших геморрагическую лихорадку.
Некоторые пациенты уже получили кровь или плазму наряду с другим лечением (и выздоровели), но до сих пор не было проведено соответствующих клинических испытаний, которые бы точно доказали безопасность и эффективность данного метода лечения.
Главное преимущество терапии антителами в том, что она может осуществляться достаточно быстро. В настоящее время в Западной Африке уже тысячи людей смогли справиться с вирусом, и многие из них являются потенциальными донорами. Антитела являются своего рода сигнальными флажками для иммунных клеток, которые атакуют и уничтожают вирусы. Перенос их в организм больного потенциально помогает его иммунитету побороть болезнь.
Другой разрабатываемый способ защиты людей — вакцина против вируса Эбола. Но она до сих пор находится в стадии разработки. Даже если эффективность вакцины будет доказана, её не успеют произвести в должном количестве и использовать достаточно быстро, чтобы помочь в нынешней эпидемии, летальность в которой составляет около 70%.
Реабилитационная терапия с помощью крови была открыта прусским учёным Эмилем фон Берингом. Он использовал её как эффективное лечение против дифтерии и столбняка, за что и получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1901 году. В первой половине XX века терапия использовалась для лечения многих инфекционных заболеваний, начиная от гепатита А и заканчивая полиомиелитом.
Затем популярность этого метода уменьшилась с развитием антибиотиков и противовирусных средств, однако он всё ещё используется для лечения некоторых заболеваний, в частности, аргентинской геморрагической лихорадки. Антитела, выделенные из плазмы крови, также используются в лечении таких заболеваний, как бешенство и ботулизм.
Первые испытания такой терапии против Эболы начались в Либерии в начале декабря 2014 года. Исследователи использовали плазму выживших в больнице ELWA 2 в Монровии. Испытания финансируются фондом Билла и Мелинды Гейтс и организовываются американской исследовательской компанией Clinical RM при поддержке национальных органов здравоохранения и ВОЗ.
В исследовании примут участие около 70 субъектов, некоторые из которых станут контрольной группой (эти пациенты не будут получать плазму, но получат стандартную медицинскую помощь). Контрольная группа будет состоять из пациентов, чей тип крови несовместим с имеющейся плазмой (оставить каких-либо случайно выбранных людей без терапии не этично, поэтому отбор будет проводиться по принципу несовместимости).
Основная цель испытаний заключается в проверке того, смогут ли антитела снизить вирусную нагрузку. Небольшой размер выборки и сложность работы в разгар эпидемии означает, что нельзя будет однозначно установить, сможет ли терапия спасать жизни. Работа займёт около 10 недель – и исследователи постараются обнародовать результаты как можно скорее.
В конце 2014 года большой консорциум европейских и африканских исследователей начнёт отдельное исследование в Гвинее при поддержке организации Врачи без границ (Médecins Sans Frontières), Европейской комиссии и благотворительного фонда WellcomeTrust. Стоимость исследования, которое будет проходить в реабилитационном центре Донка в Конакри, составит 2,9 миллиона евро (268 миллионов рублей). В нём примет участие от 200 до 300 пациентов. Медики будут стремиться оценить эффект лечения через 14 дней после его начала.
Использование цельной крови является менее сложным, нежели использование плазмы, которая должна отделяться центрифугированием. Однако во время эпидемии плазма всё-таки более предпочтительный вариант, так как красные кровяные клетки могут быть возвращены донорам.
Это означает, что оставшиеся в живых могут жертвовать более литра плазмы каждые две недели (в то время как обычную кровь разрешено сдавать лишь раз в три-четыре месяца). Кроме того, плазма хранится в течение года, в то время как цельная кровь – лишь около месяца.
Для работы над этим проектом национальные власти совместно с ВОЗ и другими международными учреждениями начали усиление инфраструктуры переливания крови в регионах (ранее во многих местностях Африки такой инфраструктуры не существовало вовсе). В частности, были предоставлены средства скрининга донорской крови на патогены вроде ВИЧ (что немаловажно, донорская кровь должна быть предварительно очищена от других патогенов).
Если клинические испытания подтвердят работоспособность терапии, производство сыворотки из крови в промышленных масштабах начнётся незамедлительно на территории Западной Африки.