Глобальное потепление и климат Земли 13 июля 2015, 09:50 13 июля 2015, 10:50 13 июля 2015, 11:50 13 июля 2015, 12:50 13 июля 2015, 13:50 13 июля 2015, 14:50 13 июля 2015, 15:50 13 июля 2015, 16:50 13 июля 2015, 17:50 13 июля 2015, 18:50 13 июля 2015, 19:50
  • Маргарита Паймакова

Изменение климата сокращает популяции шмелей

Глобальное потепление стремительно сокращает популяции важных насекомых-опылителей – шмелей. По мере роста температур им приходится покидать свои привычные места обитания и продвигаться на север, но и там их ждут сложности.

Глобальное потепление сокращает популяции шмелей – важнейших для экосистемы насекомых-опылителей. Исследователи из Канады сообщили, что по мере роста температур, южные пределы ареала многих североамериканских и европейских видов шмелей становятся непригодными для жизни этих мохнатых существ, и насекомые продвигаются на север. В некоторых случаях шмели перемещаются на целых 300 километров.

Пчелы и их родственники оказались под пристальным вниманием энтомологов и экологов в последние годы, так как популяции медоносных пчёл и шмелей заметно сокращается в некоторых частях Европы. Предполагаемые причины включают в себя изменения среды обитания из-за сельского хозяйства, паразитов и использование инсектицидов, в частности неоникотиноидов.

Джереми Керр (Jeremy Kerr), специалист по биоразнообразию и его коллеги из Университета Оттавы изучили более 420 тысяч отчётов о различных видах шмелей, обитающих на территории Северной Америки и Европы (документы датировались периодом между 1975 и 2010 годами). Когда исследователи проследили, как менялись ареалы представителей этого рода, они обнаружили, что 67 видов (31 в Северной Америке и 36 в Европе) отступили на север от южных границ своих прежних мест жительства.

Подобный сдвиг также наблюдается среди других видов, таких как бабочки. Но в отличие от бабочек шмели не могут расширить северные границы ареалов до более высоких широт. В северных краях живут другие виды шмелей, которые пока никуда не собираются, так что столкновения групп приводит к общему сокращению численности насекомых.

"Популяция шмелей в Европе и Северной Америке снижается в континентальных масштабах, – говорит Керр. – Наши данные показывают, что изменения климата играют ведущую роль в этой тенденции".

Команда Керра обнаружила, что ни общее применение пестицидов, ни использование неоникотиноидов, ни сельское хозяйство не коррелирует с наблюдаемыми изменениями в ареале шмелей. Поэтому учёные в своей статье журнала Science возлагают вину именно на глобальное потепление. Вполне вероятно, что в целом все эти факторы будут иметь серьёзные последствия для шмелей и пчёл в самом ближайшем будущем.

Исследователи также подчеркнули, что пока неясно, как можно помочь насекомым. Между тем, выходы искать надо. Шмели опыляют многие растения, которые обеспечивают людей и обитателей дикой природы пищей. Снижение популяций шмелей может привести к различным проблемам, от снижения биоразнообразия до повышения цен на продовольствие.