Физика движений и полётов животных 3 марта 2016, 16:50 3 марта 2016, 17:50 3 марта 2016, 18:50 3 марта 2016, 19:50 3 марта 2016, 20:50 3 марта 2016, 21:50 3 марта 2016, 22:50 3 марта 2016, 23:50 4 марта 2016, 00:50 4 марта 2016, 01:50 4 марта 2016, 02:50

Перелететь Атлантический океан: крошечная стрекоза установила рекорд дальности полётов

Никто не ожидал от крошечной стрекозы больших рекордов по дальности полёта, а, оказалось, зря. Учёные выяснили, что она с лёгкостью преодолевает огромные расстояния, и ей ничего не стоит перелететь даже Атлантический океан.

Крошечные размеры стрекозы Pantala flavescens не мешают ей быть рекордсменом по дальности полётов среди насекомых. Чемпиона установило новое исследование учёных из Ратгерского университета.

По оценкам специалистов, уникальная стрекоза преодолевает больше семи тысяч километров и, вероятно, может и больше. Это ставит на второе место предыдущего рекордсмена по перелётам — бабочку-монарха, которая летает на расстояние чуть больше четырёх тысяч километров в каждую сторону во время своей миграции по Северной Америке.

Отметим, что расстояние, которое способна пролететь стрекоза, превышает даже путь знаменитого американского лётчика Чарльза Линдберга, ставшего первым, кто перелетел Атлантический океан в одиночку: из Нью-Йорка в Париж. Длина его маршрута составила около 5800 километров.

Любопытно, что сами исследователи также установили своеобразный рекорд, став первыми, кто использовал ДНК для изучения того, насколько далеко этот вид стрекозы может путешествовать.

"Это первый раз, когда кто-нибудь изучал гены, чтобы выяснить, как далеко эти насекомые способны путешествовать", — отмечает в пресс-релизе ведущий автор исследования Джессика Уэйр (Jessica Ware), доцент Рутгерского Университета (Rutgers University-Newark).

Она добавляет, что "если бы североамериканские P. flavescens размножались только с североамериканскими P. flavescens, а японские P. flavescens – только с японскими P. flavescens, мы бы увидели генетические отличия между ними".

Уэйр и её команда выяснили, что популяции стрекоз из Техаса, восточной Канады, Японии, Кореи, Индии и Южной Америки имеют практически идентичные генетические профили.

По мнению исследователей, это имеет только одно вероятное объяснение: стрекозы путешествуя на огромные расстояния, создают пары со своими сородичами в разных местах. Благодаря этому и создаётся общий генофонд всей популяции.

Если сопоставлять расстояние, которое преодолевают насекомые, и их размер, то открытие становится ещё больше удивительным. Обычно только сравнительно крупные животные способны преодолевать такие большие маршруты на запасе "топлива" в своём теле.

Так, птицы веретенники могут запасаться жиром, что помогает им преодолевать расстояния более 11 тысяч километров. Ещё более "крупный пример": установлено, что длина миграционных путей горбатых китов составляет более девяти тысяч километров.

Стрекозы, ставшие рекордсменами, могут путешествовать на такие дальние расстояния благодаря технике полёта и стройной "конструкции" тела – увеличенной площади их крыльев. "Это позволяет им использовать воздушные потоки, чтобы преодолевать расстояния. Они взмахивают крыльями, а потом просто парят в воздухе в течение длительного времени, затрачивая минимальное количество энергии на перелёт", — объясняет Уэйр.

Добавим, что не все виды стрекоз любят совершать такие большие путешествия. Так, стрекоза Anax junius – типичный "домосед". По словам Уэйр, этот вид "никогда не бросает свой пруд, где он появился на свет, пролетая от силы 11 метров за всю свою жизнь".

С результатами исследования можно ознакомиться на сайте научного журнала PLOS ONE.