Аутоиммунные заболевания 31 января 2018, 16:14 31 января 2018, 17:14 31 января 2018, 18:14 31 января 2018, 19:14 31 января 2018, 20:14 31 января 2018, 21:14 31 января 2018, 22:14 31 января 2018, 23:14 1 февраля 2018, 00:14 1 февраля 2018, 01:14 1 февраля 2018, 02:14

Исследователи выяснили, как тестостерон защищает мужчин от рассеянного склероза

Рассеянный склероз гораздо чаще возникает у женщин, чем у мужчин. В чём причина? Исследователи из США разгадали загадку.

Рассеянный склероз (РС) является серьёзным дегенеративным заболеванием, у которого на сегодняшний день нет эффективного лечения. Мужчин этот недуг поражает гораздо реже, чем женщин, и ранее учёные не понимали причину такой выборки. Позднее они выяснили, что одна из причин в том, что сильный пол защищён высоким уровнем тестостерона. И теперь учёные Северо-Западного университета, кажется, выяснили, как именно это работает.

Специалисты обнаружили особую молекулу, которую приводит в действие именно тестостерон, и она способна, по всей видимости, защищать от развития страшного заболевания. Но обо всём по порядку.

РС в три-четыре раза чаще возникает у женщин, нежели чем у мужчин. И хотя учёные уже какое-то время считают, что в этом определённую роль играет тестостерон, основные механизмы, стоящие за этим, они не понимали.

Новое исследование началось, как и многие выдающиеся работы, с лабораторной ошибки. Ещё неопытный сотрудник случайно использовал в одном эксперименте самцов мышей вместо самок.

Напомним, что рассеянный склероз – это аутоиммунное заболевание, при котором иммунная система перепроизводит тип иммунных клеток — T-хелперов. Последние атакуют мембрану под названием миелиновая оболочка. Она защищает аксоны, находящиеся в головном мозге и спинном мозге, и когда они повреждаются, возникают основные необратимые симптомы, такие как когнитивные нарушения и потеря двигательной функции.

В недавней работе американские специалисты обнаружили, что у самцов мышей тестостерон влияет на производство молекулы под названием цитокин IL-33 (cytokine IL-33). И она запускает целый каскад химический веществ, предотвращающих производство T-хелперов. Когда специалисты обработали самок мышей цитокином IL-33, то повреждающее действие T-хелперов на миелиновую оболочку было эффективно отменено.

"Поскольку уровни тестостерона в семь-восемь раз ниже у взрослых женщин в сравнении с мужчинами, мы предполагаем, что у женщин недостаточный его уровень для активации этого защитного пути, — говорит ведущий автор исследования Мелисса Браун (Melissa Brown). – Но мы показали, что возможно активировать путь при помощи молекулы IL-33".

Исследователи отмечают: хотя заболевание развивается у женщин в молодом возрасте, его развитие у мужчин обычно соотносится с возрастным снижением уровня тестостерона.

Небольшие клинические исследования также показали, что лечение мужчин при помощи тестостерона частично облегчало симптомы болезни. Однако возникали серьёзные побочные эффекты и у мужчин, и у женщин, следовательно, такое лечение опасно.

Сегодня специалисты надеются, что их открытие в будущем позволит разработать более целенаправленные методы лечения. Также учёные предполагают, что защитный путь, управляемый тестостероном, может играть роль в развитии других аутоиммунных заболеваний, которые чаще развиваются у женщин, чем у мужчин.

Результаты исследования представлены в научном издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Кстати, ранее учёные предложили лечить РС при помощи новой генной терапии. Авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) также рассказывали о том, что гормон сна и гормон беременности помогут в лечении рассеянного склероза.