Археология и история 15 декабря 2017, 13:42 15 декабря 2017, 14:42 15 декабря 2017, 15:42 15 декабря 2017, 16:42 15 декабря 2017, 17:42 15 декабря 2017, 18:42 15 декабря 2017, 19:42 15 декабря 2017, 20:42 15 декабря 2017, 21:42 15 декабря 2017, 22:42 15 декабря 2017, 23:42

Древние фекалии подтвердили диагнозы Гиппократа

Археологические раскопки на греческом острове помогли учёным обнаружить фрагменты древних фекалий. Их анализ помог исследователям определить, от чего страдали древние греки, а также подтвердить некоторые диагнозы выдающегося врача Гиппократа.

Тысячи лет назад древнегреческий врач Гиппократ, считающийся отцом современной медицины, писал о заболеваниях, которые он и его студенты наблюдали и лечили. Среди прочих были описаны и кишечные паразиты.

Современные учёные предполагают, что паразитические черви, описанные в медицинском трактате "Корпус Гиппократа", были на самом-то деле нематодами (круглыми червями), оксиуридами и ленточными червями. Однако у специалистов не было тому никаких доказательств. Так было до недавнего времени.

Недавно археологи обнаружили остатки древних фекалий, которые укрепили мнение историков о диагностическом мастерстве Гиппократа.

Фекалии (давно разложившиеся в почве) были обнаружены рядом с тазовыми костями в захоронении на греческом острове Кея. В эту "братскую могилу", согласно выводам специалистов, помещены останки людей, датируемые периодом от 4000 года до нашей эры до 330 года нашей эры.

Исследователи обнаружили, что в фекальных фрагментах содержатся яйца двух видов кишечных паразитов – власоглавов и круглых червей. В итоге учёные смогли дать современные названия диагнозам Гиппократа.

Находка является самым ранним доказательством наличия паразитических червей у людей Древней Греции, сообщают авторы исследования.

"Открытие яиц кишечных паразитов, принадлежащих неолитическому периоду Греции, — важнейшее достижение в нашей области", — сказал в заявлении один из авторов исследования биологический антрополог Эвилена Анастасиу (Evilena Anastasiou) из Кембриджского университета.

В древнегреческих медицинских трактатах используются, как правило, три термина для описания паразитических червей: Helmins strongyle назывались "большими круглыми червями", Helmins plateia – "плоскими червями", а Ascaris – "небольшими круглыми червями".

Исследователи считали, что эти названия относятся к паразитам, которые в настоящее время описывают как нематоды (Ascaris lumbricoides), ленточные черви рода Taenia и острицы (Enterobius vermicularis). К слову, в "Корпусе Гиппократа" описываются различные симптомы, связанные с паразитами, — рвота, диарея, лихорадка, озноб, изжога, слабость, вздутие живота.

Учёные проанализировали 25 захоронений, охватывающих в общей сложности период в 4000 лет. Они взяли на анализ осадочные породы, содержащие следы разложившихся человеческих экскрементов. В результате исследователи нашли доказательства наличия яиц нематод или власоглав у четырёх умерших людей.

Это дало право подтвердить, что Гиппократ, скорее всего, говорил о круглых червях в своих медицинских трактатах.

"Черви Helmins strongyle из древнегреческих трактатов, скорее всего, являлись круглыми червями, обнаруженными на Кее", — говорит ведущий автор исследования Пирс Митчелл (Piers Mitchell).

Тем не менее у учёных также есть подозрение, что Гиппократ, возможно, объединял два распространённых вида паразита в своих текстах под одним названием. "Червь Ascaris, описанный в древних медицинских текстах, вполне мог относится к двум паразитам – острице и власоглаву, причём последний из них был найден на острове Кея", — добавляет Митчелл.

Одно из возможных объяснений того, почему яйца власоглава и круглого червя пережили испытания временем и сохранились до наших дней, может скрываться в их прочных наружных мембранах. Они защитили яйца от разрушения. Между тем, более хрупкие яйца других кишечных паразитов (анкилостом и остриц) могли быть уничтожены временем, считают учёные.

В предыдущих работах также предполагалось, что власоглавы и круглые черви паразитировали в людях на протяжении всей человеческой эволюции. Иными словами, когда первые поселенцы прибыли на греческий остров Кея, эти паразиты, скорее всего, уже были при них, считают учёные.

"До сих пор у нас были только оценки историков относительно того, какие виды паразитов были описаны в древних медицинских текстах. Наше исследование подтверждает некоторые аспекты того, о чём думали историки, а также предоставляют новую информацию, оказавшуюся неожиданной. Например, факт присутствия власоглава в то время", — говорит Митчелл.

Работа также показала, как можно объединять археологию и историю, чтобы помочь лучше понять открытия выдающихся древних врачей и учёных.

Результаты открытия, подтверждающие выдающиеся диагностические способности Гиппократа, представлены в издании Journal of Archaeological Science: Reports.

Добавим, что фекалии действительно могут оказаться ценным источником информации. Ранее они помогли выяснить, что травоядные динозавры время от времени нарушали вегетарианскую диету. Кроме того, рацион европейской знати определили именно по 300-летним фекалиям датского епископа. Также шёлковый путь обвинили в распространении инфекционных заболеваний из-за древней "туалетной бумаги". Более того, человеческие экскременты XIV века обнажили древние войны бактерий.