"Чайка" - премьера в МХТ имени Чехова
Когда провалилась премьера чеховской «Чайки» в 1896 году, автор зарекся писать для сцены, клялся, что если даже проживет ещё семьсот лет, то и тогда не даст в театр ни одной пьесы. Может и было в этих словах некоторое позёрство, но что-то заставляет нас, сегодняшних, признать за театральными деятелями тех лет неподдельный страх провала.
Теперь бесстрашие – важнейшее свойство современного театрального деятеля. Не дерзость, а именно бесстрашие, отсутствие боязни перед тем, что спектакль провалится. В случае же с «Чайкой» степень риска даже снижается благодаря количеству прочтений этой пьесы в сотнях театров, если уже не в тысячах. Чем необычнее, тем дальше от провала. В МХТ, в театре «Чайкой» рождённом, уже пятая «Чайка». Прочтение Оскараса Коршуноваса.
Так начинается спектакль «Чайка» - при открытом занавесе. Зрителей просят включить мобильные телефоны и выкладывать видео в соцсети.
#Чайкакоршун – «Чайка» в постановке Коршуноваса. Актеры импровизируют, шутят, танцуют. Зрители снимают.
Возможно, этот интерактивный пролог отсылает к манифесту Кости Треплева про «новые формы». Для режиссера современное звучание классики принципиально.
«Классика имеет важнейшее значение, именно когда она оживает в современности. Когда нашему современному быту дает какое-то параметр бытия», - заявил режиссер.
Модные кроссовки. Ультратонкие пуховики. На Маше - брутальная черная кожа. Аркадина - в стильном брючном костюме. К авторской интерпретации классики в этом театре привыкли, к любой реакции публики готовы.
«Проработав 10 лет с Богомоловым, кто что как воспримет, мне, честно говоря, как-то глубоко безразлично. Уж как только не воспринимали спектакли, в которых я, в том числе, имела счастье и удовольствие играть и продолжаю играть. Как кто воспримет – мне не столь важно», - призналась заслуженная артистка России Дарья Мороз.
В середине первого акта занавес все же закроется. Ненадолго.
Чайка на знаменитом занавесе – «Чайка» на сцене. Пьеса, в которой герой ставит свой спектакль. Театр в театре.
«Чайка» для МХТ - особенный спектакль. Режиссер учитывал и историю, и контекст. Видеокадры из этого портретного фойе появятся на сцене. Мелькнут Ефремов, Табаков, Станиславский, Чехов. Под музыку электронного хита группы Prodigy.
После этой сцены из зала начали уходить зрители, которые с атмосферой спектакля не совпали.
Среди тех, кто решил досмотреть спектакль, мнения о постановке разделились. Зрители в антракте обменивались впечатлениями.
Про звучание чеховского текста специалисты в сфере театра говорят: «Это Чехов наэлектризованный». Полный страстей. Особенно главный герой - Костя.
«Когда он снимает свой разговор последний с Ниной, то у меня впечатление, что это то же самое, что снимать, как умирает твоя мать. Ну это слишком современно», - заявил театровед Видмантас Силюнас.
«Я думаю, что этот тот Чехов, которого требует теперешнее время. Но это не мой Чехов и не мое время», - заметил театровед Алексей Бартошевич.
И премьерная публика в постах в соцсетях особенно отмечает актерские работы.
«Спектакль, безусловно, сложный. Спектакль, который заставит зрителя сопереживать. Может в какой-то момент погружаться в свои мысли, потом возвращаться. Бесспорно, это очень талантливая работа», - подчеркнул заслуженный мастер спорта России Илья Авербух.
«Вот это такой страстный спектакль. Живой, наполненный любовью, ненавистью, непониманием, непрощением. Людьми, которые живут вот не 120 лет назад, а сейчас. Потрясающие совершенно роли сыграны», - заявила генеральный директор Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина.
В первой сцене актеры - в светлом. В финале доминирует черный. Коршуновас говорит, что мы привыкли, что театр повторяет жизнь. А на самом деле - театр создает жизнь. Вот об этом его спектакль.
Яна Мирой