В Екатеринбурге проходит выставка "Репин. Наследие. Ученики"
«Репин. Наследие. Ученики». Такое название получила выставка, которая проходит в Екатеринбурге, в Музее изобразительных искусств. На ней представлено более ста живописных и графических работ мастера и его знаменитых учеников, в числе которых Серов и Кустодиев, Сомов и Грабарь.
Девочка-рыбачка, вспоминал сам Репин, позировала безобразно, но образ мастеру все-таки удалось захватить. Теперь «Нищая» – так называется это полотно – жемчужина коллекции Иркутского музея.
«В нашей экспозиции находится достаточно редко. Потому что долгое время она находилась в Третьяковке. Сейчас – в Екатеринбурге, потом Омск просит у нас эту работу в свою экспозицию, а дальше Третьяковка собирает большую выставку произведений Репина. Во Францию она поедет и вернется в Иркутск только в 21-м году», – рассказала директор Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Наталья Сысоева.
Представляет картину директор Иркутского музея. Вместе с коллегами из восьми городов России они собрали выставку картин, которая должна раскрыть перед зрителями все богатство палитры Ильи Репина.
«Христос невероятно красивый по живописи, именно по богатству оттенков и глубины цвета. Она очень рембрандтовская по своей стилистике, классическая, можно сказать. В то время, как портрет Леонида Андреева написан в такой свободной импрессионистической манере», – пояснила заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Ольга Горнунг.
Немало произведений нашлось и по соседству, в Нижнем Тагиле.
«Портрет запорожца – этюд к картине Запорожской Сечи. Два подлинных рисунка и портрет Григория Григорьевича Ге. Решили сделать небликующее стекло», – пояснила директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева.
Но главным для создателей выставки было показать Репина-педагога. Почти полтора десятка лет он посвятил преподаванию и руководству Академией художеств. И хотя мастер призывал учеников искать собственный путь, в их разных манерах письма, говорят искусствоведы, прослеживаются отголоски творчества самого Репина.
«Работа Малявина "Девка" является одним из ярких примеров того, как идеи Репина развивались – как он начинает работать со светом, с отдельными мазками, с импрессионистическими тенденциями», – отметила директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян.
В столице Урала сто полотен Репина и его учеников будут гостить до апреля, а после выставка отправится в Омск.
Ксения Момут