Кокс убил садовник-тихоня
Автор: Дмитрий Киселёв
Дикая история произошла в Великобритании. Конечно, сейчас все можно валить на безумца, который средь бела дня стрелял в женщину-депутата британского парламента Джо Кокс, ранил ее, а потом добил несчастную ножом.
Но, может, садовник Томас Майер и действительно лишился рассудка, ведь раньше ничего подобного в нем никто и подозревать не мог? Может, тихий мужчина просто оказался в таких обстоятельствах, когда градус ужаса в Великобритании, градус ненависти в расколотом обществе зашкаливает и у людей с не очень стабильной психикой уже и крышу сносит?
А раскол произошел из-за того, что премьер Дэвид Кэмерон, играя с Брюсселем, решил лишь припугнуть Евросоюз выходом из него Великобритании. Сказав "а", нужно говорить и "б". Референдум назначили. Людей стравили. Аргументы за выход, действительно, оказались весомы. Для слабонервных — вплоть до убийства сторонников ЕС.
Похоже, сам Кэмерон не рассчитывал на такой результат. Кашу заварил, а сам агитирует "за" членство. Но ведь человека-то убили. Результат убийства в общественном настроении ожидается в пользу ЕС. То есть мать двоих детей Джо Кокс — сакральная жертва в пользу Евросоюза, за который агитирует и сам Кэмерон? Так что ли? И что, если теперь Brexit не состоится, то Кэмерон будет считать все это своей политической победой? Выиграл? А что выиграл? Что в родной Англии? И что в Европе?
Так или иначе, а еще до рокового убийства расклад голосов в Великобритании по опросам был таким, по данным газеты Guardian: число сторонников британского выхода достигло 53%. Эту тенденцию могло остановить уже лишь убийство. Голосование – 23 июня.
Автор: Александр Хабаров
На центральную площадь города Берстолл продолжают нести цветы — в память о депутате Джо Кокс, которую застрелили в ста метрах отсюда возле здания городской библиотеки. 41-летняя улыбчивая женщина, мать двоих малолетних детей, она была убита жителем этого же города безработным Томасом Мэйром.
52-летний Мэйр сделал несколько выстрелов и добил свою жертву ножом. Один из очевидцев утверждает, что слышал, как убийца кричал при этом: "Британия прежде всего!" Это лозунг и одновременно название одной из организаций британских националистов.
Мэйр был арестован и предстал перед судом со словами: "Смерть предателям и свободу Британии!" В том, что убийство связано с политикой, в Берстолле нет сомнений ни у кого.
"Конечно, это политика. Джо была политическим деятелем и не скрывала своих убеждений. Прежде всего, она верила в эффективность демократии. Именно поэтому она была здесь, чтобы встречаться с людьми и слушать их пожелания", — сказал Пол Найт, священник прихода города Берсталл.
Дом Томаса Мэйра — в двадцати минутах ходьбы от места преступления. Его уже обыскала и опечатала полиция. В британской прессе появилась информация, что Мэйр увлекался чтением праворадикальных изданий, покупал инструкции по изготовлению оружия. При этом он страдал от психических расстройств.
Живущая по соседству миссис Кейтлин Кок от таких новостей в изумлении. Томаса Мэйра она знает чуть ли ни с детства, но никогда не слушала о его радикальных взглядах и психических проблемах, и вообще все то, что пишут, как будто не про него.
"Он — тихий парень, сам в себе. Подрабатывал иногда садовником, если просили соседи. Но никогда с ним не было никаких проблем. Я не замечала за ним какой-то агрессии. Мог только прикрикнуть на мальчишек, когда они бросали мусор к нему в сад. Если бы вы его знали, никогда не подумали, что он может такое совершить", — отметила Кейтлин Кок.
Томаса Мэйра она в последний раз видела в день убийства, и он, как обычно, спокойно куда-то шел. "Мне только одно показалось странным — у него был рюкзак на плече. Обычно он с сумкой ходил", — вспоминает Кок.
Об убитой Джо Кокс говорят исключительно как о восходящей звезде британской политики, хотя в парламенте она проработала всего лишь год и была рядовым членом фракции лейбористов. Но сейчас особенно подчеркивается, что она активно выступала за то, чтобы Великобритания не выходила из Евросоюза. А это — политическая тема номер один.
Это убийство произошло в тот момент, когда здесь были до предела накалены страсти вокруг предстоящего на днях референдума о членстве этой страны в Евросоюзе. Трагедия радикально изменила ход всей кампании.
Вплоть до трагических событий в Берстолле опросы общественного мнения показывали явное лидерство сторонников выхода. Их противники, напротив, стабильно теряли очки.
Но после убийства защитницы Евросоюза инициатива оказалась на противоположной стороне. И первым в Берстолл приехал выступающий за Единую Европу премьер-министр Кэмерон.
"Сегодня наша нация пребывает в шоке. Я думаю, для нас пришло время остановиться и подумать о вещах, которые важны для нашего государства. Мы должны ценить нашу демократию. У нас члены парламента выходят общаться с людьми. Они открыты для народа. И Джо погибла, выполняя свою работу", — заявил Кэмерон.
Вместе с Кэмероном стоял лидер Лейбористской партии Джереми Корбин. Но евроскептиков рядом было не видно, хотя они есть и среди лейбористов, и в правительстве страны. Дебаты на тему референдума были временно прекращены. Но это не помешало бывшему премьер-министру Гордону Брауну в статье, посвященной гибели Джо Кокс, обвинить сторонников выхода в создании атмосферы ненависти в стране.
"Этот референдум должен быть не столько о Европе, сколько о том, какой мы хотим видеть Британию и нас самих. Но кое-кто попытался перехватить это решение о будущем Британии в Европе и превратить его в голосование по вопросу миграции, а затем направить его против мигрантов и тех, кто поддерживает их", — отметил Браун.
Лидера Независимой партии Великобритании Найджела Фараджа оппоненты назвали расистом за то, что он появился на фоне плаката, где изображена очередь мигрантов и подпись: "Евросоюз подставил нас всех".
"На фотографии — в основном молодые люди, которые к идут к нам. Да, возможно, они бегут из тех стран, которые сейчас находятся далеко не в лучшем состоянии, но Евросоюз совершил фундаментальную ошибку, рискуя безопасностью всех", — считает Фарадж.
Евроскептики сменили тактику.
"Я — за иммиграцию. Я горжусь тем, что сам — потомок турецких иммигрантов. И, возможно, вы будете удивлены, услышав то, что я сейчас. Я не просто за иммиграцию и иммигрантов, я и за то, чтобы мы предоставили амнистию всем нелегальным иммигрантам, которые находятся в этой стране больше 12 лет", — сказал политик Борис Джонсон.
Но дело не только в миграции. К Вестминистеру приблизилась целая флотилия британских рыбаков, которые требуют выхода страны из ЕС.
"Все больше и больше полномочий передается структурам Евросоюза, которые непонятно кто выбирал. Если мы останемся, то неизбежно придем к Соединенным Штатам Европы и будем там как мелкий муниципалитет и совершенно без прав", — уверены митингующие.
Не менее эмоционально референдум обсуждали даже во время такого чинного и классически английского мероприятия, как королевские скачки в Аскоте.
"Нужно уходить из Евросоюза немедленно, потому что тогда мы вернем себе нашу независимость. И это будет замечательное ощущение того, что мы опять твердо стоим на своих ногах", — говорили одни. "Надо оставаться. Так будет лучше для торговли", — уверены другие.
Последние опросы показали, что теперь лидируют сторонники сохранения Великобритании в составе ЕС.
"Или мы берем под контроль границы и решаем, кого пускаем к себе, или продолжаем получать преимущества глобальной экономики. Ключевое решение здесь", — считает СТ Фредди Сайерс, директор центра изучения общественного мнения Yougov.
Возможно, в изменении общественного мнения уже сыграла свою роль трагедия в Берстолле, но ни у одной из сторон гарантии победы по-прежнему нет.