Неудобная правда: в Польше вышел фильм "Волынь"
В Польше в широкий прокат вышел фильм "Волынь" — картина посвящена событиям 43-го года, когда от рук бандеровцев на Западной Украине погибли до ста тысяч поляков. Несмотря на то, что лента художественная, режиссер постарался сделать ее максимально историчной. Неудобная правда вызвала волну возмущения не только на Украине, но и в самой Польше. С подачи варшавских политиков в прессе фильм окрестили "кремлевской пропагандой".
В истории польского кинематографа это первый фильм, рассказывающий о трагических событиях на Волыни и Восточной Галиции, произошедших в 40-х годах, о которых не упоминается даже в школьных учебниках польской истории. Неудобную для нынешних польско-украинских отношений тему Волыни до сих пор старались не поднимать. Впервые польский режиссер решился и рассказал о преступлениях карателей Украинской повстанческой армии (запрещена в РФ), ставших героями нынешней Украины.
Громкая премьера буквально взорвала польские и украинские СМИ и общественность. Фильм вызвал сильные эмоции еще до выхода в широкий прокат. Режиссера Войчеха Смаржовского обвиняли в связях с Кремлем. Спонсоры один за другим отказывались финансировать картину. Чтобы доснять двухчасовую ленту, деньги пришлось собирать всем миром через специальный фонд. Главными жертвователями стали те, чьи семьи пострадали от украинских националистов на Волыни.
Первые зрители признаются: фильм очень тяжелый для восприятия, но для них важна историческая правда. "История о геноциде, о том, что украинцы убивали поляков, — рассказывает один из зрителей. – Это очень страшно, но важно, ведь раньше об этом вообще не говорили. Я услышал о Волыни только в 90-е годы. Смаржовский раскрывает эту тему правдиво и с кинематографической точки зрения – захватывающе".
"Этот фильм нужен, потому что нельзя замалчивать эти события без конца, — добавляет еще один зритель. — Он очень страшный, трудно его смотреть, но ведь и сами события были ужасными".
В центре сюжета — история любви польской красавицы Зоси и украинского парня Петро. История их отношений развивается на фоне кровавых преступлений украинских националистов. В фильме, снятом очень натуралистично, много сцен насилия. В одной из них тело польского офицера бандеровцы разрывают лошадьми. Сильные эмоции вызывают душераздирающие кадры сожжения стариков и детей.
Режиссер не щадит зрителя, как будто говорит: иди и смотри. Смаржовский не раз признавался, что хотел сделать честный исторический фильм. Во время работы на съемочной площадке всегда присутствовал консультант-историк. "Судя по проведенным исследованиям, только половина поляков знает, что тогда произошло на Крессах, а другая половина, которая заявляет о своей осведомленности, имеет очень далекие от реальности представления о тех событиях, — отмечает режиссер. — Тема тяжелая и сложная. Это самый тяжелый фильм из тех, что я делал".
Украина не готова к такой обнажающей правде. Украинские соцсети переполнены ненавистью к режиссеру, его обвиняют в однобоком подходе, искажении фактов и требуют снять ответный фильм о нападениях поляков . Но сегодня уже непросто передергивать тему Волыни.
Депутаты польского Сейма предложили ввести уголовную ответственность за публичное распространение лжи на тему геноцида на Восточных Крессах. Один из авторов законопроекта Томаш Жимовский расценивает героизацию Бандеры и Шухевича как угрозу для польского народа. "Украинская повстанческая армия и националистические организации, которые сотрудничали с немцами и Третьим Рейхом во время Второй мировой войны, совершали массовое уничтожение польского народа, евреев и чехов на Волыни, — говорит он. — Сейчас какая-либо попытка переписать историю — это просто скандал. Если Украинское государство будет основываться на вранье, то оно просто не выдержит и рухнет".
Здислав Журовский знает о событиях, представленных в фильме "Волынь", по рассказам своих родителей. Когда ему было 8, узнав о готовящейся расправе над поляками, они бросили свой дом в Яновой Долине, на Волыни, и бежали. Оставшихся в городе местных жителей, в основном, поляков, растерзали бандиты ОУН УПА.
"В нашем маленьком городе почти все здания были деревянные, и они поджигали все подряд, — рассказывает Здислав. — А тех, кто выскакивал через окно, рубили топорами. Или закалывали вилами. Среди бандеровцев было много молодых парней, и кто из них не соглашался вырезать поляков, сам получал топором в лоб".
Благодаря новому фильму, правду о тех страшных событиях теперь узнают в Европе. Только Украина оказалась не готова показывать у себя фильм о печальной странице ее собственной истории.