"Городские технологии": санитарная авиация
За последние пять лет среднее время прибытия скорой помощи в Москве сократилось на пять минут. Если в 2010 году с момента вызова медиков до их приезда на место происшествия проходило 17,5 минуты, то в 2015 году – уже 12,7 минуты.
Повысить оперативность помогли реорганизация самой службы скорой помощи, а также введение в городе выделенных полос для общественного и специального транспорта.
Впрочем, случаются в Москве и происшествия, которые требуют от медиков еще большей оперативности. В таких случаях на помощь приходит медицинская авиация.
У 15-й городской больницы Москвы есть свой небольшой аэродром, метеорологические вышки, устройства радиосвязи и диспетчерская, которая каждое утро принимает вертолеты санитарной авиации.
"Доброе утро от экипажа 01886. С Астафьева на 15-ю городскую больницу, 150 метров, давление 998, рассчитываю 45-ю минуту", — сообщает пилот диспетчеру.
В декабре 2015 года парк санитарной авиации Москвы пополнился двумя новыми медицинскими вертолетами.
Взлетный вес машин — 3,6 тонны. Скорость – 275 километров в час. Максимальная длительность полета – 3 часа.
Вертолеты укомплектованы бригадами врачей-реаниматологов, на борту есть новейшее оборудование. По сути, это полноценная мобильная реанимация.
"Это самый современный трехкомпонентный аппарат "Корпульс", который включает в себя монитор, блок пациента, дефибриллятор. Имеются два аппарата искусственной вентиляции легких. Имеется необходимый запас кислорода на борту, находится за сидением. Имеются два дозатора веществ, с помощью этих аппаратов мы можем очень точно вводить вещества пациенту", — рассказывают крылатые медики.
Пока один вертолет дежурит на площадке 15-й городской больницы, второй остается на посту на аэродроме в Астафьеве. Его зона ответственности — территория Новой Москвы.
"В ангаре находятся на аэродроме Астафьево еще три вертолета в медицинском варианте, готовые к вылету. Там также дополнительно дежурят реаниматологи московского авиационного центра. И они также могут поднять эти вертолеты и направить на место происшествия. То есть, в течение часа мы можем нарастить состав в настоящее время до пяти медицинских вертолетов", — заявил заведующий оперативным отелом центра экстренной медицинской помощи г. Москвы Вячеслав Махнев.
Бригада способна прибыть на место ЧП за 8 минут в пределах МКАД и за 15 минут из одного конца Москвы в другой. Каждый вертолет может забрать одновременно трех пострадавших.
"Массовое применение вертолетов уже в Москве мы использовали. Это последнее массовое применение при техногенной аварии в метрополитене. Оттуда эвакуировали людей. На железнодорожной аварии из Наро-Фоминска, когда была автомобильная авария в Ознобишено. Также большое количество вертолетов применялось при теракте в "Невском экспрессе", также эвакуировались из Санкт-Петербурга в Москву", – сообщил Вячеслав Махнев.
7 апреля 2016 года медики провели учения на территории ТиНАО. По легенде, произошло серьезное ДПТ. Вертолет садится неподалеку от трассы.
Первую помощь врачи оказывают прямо в кабине автомобиля. Далее – погрузка в вертолет при вращающихся винтах, чтобы не тратить время на запуск двигателя.
Эвакуация пострадавших осуществляется в 10 городских больниц в пределах МКАД, оборудованных вертолетными площадками.
Несколько недель назад в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии вертолетом доставили четырехлетнего малыша, пострадавшего в страшном ДТП в Подмосковье.
"Многие центральные районные больницы Подмосковья не имеют лицензии на оказание помощи детскому населению. На уровне департамента здравоохранения Москвы мы решили, что дети, которые прописаны и проживают в Подмосковье, которые получили такие тяжелейшие повреждения, Москва готова им оказывать помощь. И в том числе эвакуировать по санавиации", — отметил главный врач НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Александр Брянцев.
В рамках пилотного проекта центр экстренной помощи начал перевозить пациентов с инфарктом и инсультом. У медиков есть только час, чтобы доставить пациента в специализированный сосудистый центр.
"Вчера, например, девушка 29 лет поступила к нам в клинику с инсультом. В течение первого часа от начала заболевания у нее, к сожалению, была нарушена речь, не двигалась рука, нога. Мы за 20 минут подали ее в рентген, операционную, восстановили кровоток в средней мозговой артерии и сейчас у нее и в руке и в ноге движение восстановлено, речь восстановлена, и она может вставать, ходить. Это, действительно, успех", — отмечает заместитель главного врача ГКБ №16 имени Филатова Анастасия Лебедева.
В 2015 году вертолеты медицинской авиации совершено 597 вылетов. Только за январь и февраль 2016 года в больницы по воздуху доставили 92 пострадавших.
* * *
Небо над Москвой хоть и ясное, но закрытое для гражданской авиации. Единственная возможность полетать над столицей – сесть в вертолет специального назначения.
Ми-8 воздушной полиции Москвы. Командир судна взял на борт и съемочную группу "Городских технологий".
Ми-8 — это тяжелый транспортный вертолет, способный взять на борт до 24 человек. Авиационный отряд столичной полиции выполняет на нем как плановые, так и оперативные задачи.
"Мы ежедневно выполняем патрульные полеты, но мере необходимости мы выполняем внезапно возникающие задачи, связанные с борьбой с преступность. Это всевозможные поиски, воздушная разведка, задачи по переброске следственно-оперативных групп, по переброске спецподразделений полиции", — сообщил врио командира авиационного отряда специального назначения главного управления МВД России по городу Москве Андрей Киселев.
В парке воздушной полиции Москвы есть и два более компактных и легких вертолета — Ка-226. Среди целевых задач этих машин – проведение аэросъемки в местах массового скопления людей.
"Все это снимается: поведение толпы видно, подходы-отходы – все это обследуется, все передается на землю. Мало того, это еще и регистрируется. То есть записывается на видеорегистратор. Поэтому, если что произошло, потом можно просмотреть и использовать как доказательную базу", — объяснил Андрей Киселев.
С высоты птичьего полета хорошо видно, как дела обстоят в подмосковных лесах – есть ли там возгорания или нет. Сейчас снег достаточно глубокий, но вместе с теплом, солнцем и подснежниками в леса начинают выходить шашлычники. Сверху, в том числе, сотрудники ЧМС и наблюдают, откуда ждать беды.
Работы по профилактике природных пожаров в столичном регионе начались в начале апреля. В лесопарковых зонах Москвы и области подготовлена спецтехника для проведения опашки. Когда сойдет снег, с тропинок уберут сухую траву, начнет работу так называемый экопатруль.
"Малый лесопатрульный комплекс на базе УАЗ-"Фермер" предназначен для доставки людей, проведения патрулирования, доставки противопожарного оборудования к месту пожара. Оборудован емкостью для воды, средствами пожаротушения", — рассказывает Сергей Брагин, начальник отдела материально-технического обеспечения дирекции "Битцевский лес" ГПБУ "Мосприрода".
В профилактике и тушении лесных пожаров в этом сезоне будет задействовано 54 тысячи человек и пять тысяч единиц техники, в том числе вертолеты московского авиационного центра, оборудованные водосливным устройством.
"Внизу вы можете видеть бак объемом три тонны, в который забирается вода с помощью электронного насоса без приземления. И после этого весь объем воды используется для одного из способов пожаротушения. Это система вертикального сброса воды, бокового тушения, и, как вы видите, впереди у нас — пушка горизонтального пожаротушения", — рассказал командир вертолёта Ка-32А Вячеслав Сергеев.
В конце прошлого года МЧС Москвы получило на баланс и два коптера. Четыре электродвигателя, длительность полета до 23 минут, внешний носитель памяти на 62 гигабайта, — беспилотники также должны помочь в ликвидации пожаров.
"Достаточно большая площадь. И, что называется, ногами оббежать для оперативного штаба, где у нас силы и средства введены, как эффективно они работают – понятно, что с земли сложно это понять. Сверху это воспринимается лучше. Посмотрит руководить операции и поймет, где нарастить усилия, где личный состав нужно перегруппировать и так далее", — отметил начальник управления пожарно-спасательных сил главного управления МЧС России по Москве Дмитрий Ширмин.
* * *
А что с паводковой ситуацией? Вот такие темные пятна на поверхности водоема – верный признак того, что лед тронулся. Снизу в трещины попадает свежая вода, которая разрушает целостность ледяного слоя.
Анатолий Кулёмин – рыбак со стажем. Профессиональная снасть, с десяток лунок, шесть окуней за полдня. Неплохой улов, но спасатели советуют закрывать зимний сезон, иначе вытаскивать из воды придется уже самого рыбака.
"С каждым днем лед будет становится тоньше. Он будет отстаивать от берега, структура у него трубчатой становится, а сам он будет хрупкий, небезопасный. Казаться будет с внешнего вида, что он толстый, а на самом деле прочность его будет маленькая, и угроза провала будет", — пояснил Денис Гусев, заместитель начальника поисково-спасательного водолазного отряда ГКУ МГПСС.
Состояние льда на Москве-реке проверяют водолазы. Места промоин заносят на карту. Опасные участки ежедневно патрулируют спасатели на катере с воздушной подушкой.
Для спасения людей применяется устройство по типу надувного трапа от самолета.
"Надувается в течение одной-полутора секунд и имеет плавучесть до 500 килограммов, то есть 50 человек могут на нем зафиксироваться и не утонуть", — поясняет спасатель поисково-спасательной станции "Центральная" Александр Тищук.
Работы на полынье МЧС отрабатывало во время учений в Новой Москве. По правилам, на лед можно выходить только с двойной страховкой – для пострадавшего и самого спасателя. На то, чтобы вытащить человека из холодной воды, есть несколько минут.
"Это особенно актуально по первому льду, когда тонкий лед, люди хотят порыбачить. После лета и особенно актуально сейчас, когда лед становится тонким, хрупким. Даже по льду ходили, он уже такой, как кашица. Это опасно очень", — уверяет старший смены поисково-спасательного отряда Михаил Лебедев.
В операции участвуют вертолеты поисково-спасательного отряда "Ангел". На борт поднимаются кинологи с собаками, готовыми нырнуть в холодную воду.
"Собака оказывает спасение на воде только в спасжилете. У нас есть такие спасжилеты, и определенные породы собак могут это делать. Но, во-первых, для этого должна проходиться подготовка, во-вторых, собака должна весить не менее 25 килограммов", — отмечает спасатель кинологической группы Наталья Машейко.
В этом году спасатели Москвы уже вытащили из воды два десятка человек. Но самый опасный период наступает только сейчас, с началом резкого потепления.
Можно констатировать: в Москве выстроена одна из самых эффективных систем экстренного реагирования в мире. По земле ли, воде или воздуху специальные службы оперативно придут на помощь. Это одна из принципиальных составляющих городских технологий.