Уйти в отрыв: почему мы болеем за футбол, а занимаемся горными лыжами
Ежегодно весной в начале апреля в Красной Поляне собирается немало желающих проверить свою шкуру на прочность: три года подряд здесь проводится крупнейший сноуборд-лагерь страны Quiksilver New Star Camp. Сюда съезжаются сноубордисты со всех концов страны: от Краснодара до Камчатки. В России это пока единственный спортивный лагерь подобного размаха, то есть место, где можно прикоснуться к профессиональному спорту, не будучи профессиональным спортсменом.
"Сейчас мы будем прыгать вон с того трамплина, — сказал инструктор по сноуборду Владимир Серков, и моя душа улетела в ботинки. Трамплин выше моего роста раза в полтора, а у нас сегодня первый урок по прыжкам на сноуборде. Вообще первый. Только что мы прыгали через лежащую на снегу лыжную палку. – Не парьтесь, прыгать будем в подушку".
Тренировочная подушка – это специальный тренажер для оттачивания техники прыжков. Ее используют везде, где нужно отрывать ноги от земли: в сноубординге, лыжном фристайле, роллерспорте, мотофристайле, веломотокроссе (BMX). Разгоняешься, прыгаешь с большого трамплина и приземляешься не на жесткую землю, а в огромную мягкую подушку. Экстрим с удобствами.
Только до мягкого приземления нужно по-настоящему полететь с огромного трамплина. Мы бредем и бредем куда-то вверх, на точку разгона, откуда он кажется не больше коробка спичек. Если сегодня не преодолеем свой страх, день будет испорчен.
На высоте 2000 метров над уровнем моря в цирке хребта Аибга для всех желающих построен большой сноупарк: комплекс трамплинов, фигур и прочих препятствий разной сложности и высоты. Тут можно как разучить первые трюки, так и подтвердить звание мирового лидера.
За трамплинами постоянно следят опытные шейперы – так называются те, кто их строит с помощью ратраков, лопат, бензопил и прочих подручных средств. При строительстве трамплина – хоть малыша, хоть гиганта — шейпер должен учитывать массу влияющих на прыжок факторов: розу ветров, угол и длину разгона, место для приземления, температуру воздуха и самого снега. А так как лагерь служит магнитом не только для катальщиков, но и для прессы, пиарщиков, блогеров и фотографов, можно гарантировать, что трамплины каждый день будут здесь отличными.
На них необязательно лезть в одиночку, хотя и это не запрещено. Есть специальные групповые занятия по фристайлу самого разного уровня – на одно из таких я и попала. Тут учат правильной стойке, технике прыжка, снимают первые полеты на видео и потом разбирают ошибки. Почти каждый вечер можно ходить на лекцию известных сноубордистов, тренеров, фотографов или шейперов.
Но можно и заниматься самому, спрашивать советов у всех встречных, а по вечерам кутить на вечеринках. Каждому свой путь, но всех объединяет желание кататься.
Олимпийский vs народный
Идея массовости спорта нынче почти государственная задача. Строятся детские площадки, открываются катки, вернулись нормы ГТО, однако народный спорт и профессиональный все равно идут не рука об руку, а скорее своими дорогами. Нельзя после школы пойти бегать с барьерами, если ты не участник специальной секции. Невозможно играть в керлинг, имея только желание и не имея команды. Чтобы брать препятствия на лошади, недостаточно просто прийти в конюшню и оплатить час катания.
Любой спорт из числа олимпийских предполагает дорогу к вершинам без контакта с "обычным миром". Сноубординг – исключение. Он и экстремальный, и олимпийский одновременно. Пусть он и не "народный спорт №1", но точек соприкосновения с людьми у него куда больше, чем у биатлона или прыжков в воду.
Так, лагерь New Star Camp в этом году собрал более пяти тысяч участников со всей России. Чтобы попасть в их число, не нужно специальных умений — только заполнить карточку участника и оплатить вступительный взнос. Карта дает скидку на ски-пассы, еду, жилье, обучение у инструкторов, а также бесплатный пропуск в сноупарк, на лекции, йогу и вечеринки.
Остальное как при обычном отпуске в горах. Надо купить билеты и забронировать жилье в обновленной к Олимпиаде Красной Поляне. Жить в отеле или апартаментах (что-то типа квартиры с кухней под управлением курорта), где есть специальные комнаты для хранения оборудования.
"В этом году здесь невероятное количество семей с маленькими детьми, — рассказала Марина из Москвы, на руках у которой девятимесячный сын. – Мы тоже приехали семьей, живем в апартаментах, катаемся по очереди. Сначала со мной была моя мама, потом приехал муж. Сыну отлично: тут чистый горный воздух, детские площадки есть, где поползать и погулять с коляской".
Название "лагерь" относит нас к пионерским лагерям юности, но на деле формат касается только катания. В сноупарке ежедневно открыты для всех трамплины, проводятся соревнования и забавные события вроде спуска по склону в купальниках. Расписания каждого дня можно выяснить в штабе лагеря, о котором знает каждый участник.
"Я специально вырвался сюда на выходные, — сообщил программист Михаил из Таганрога. – Хочу научиться прыгать, но трамплинов нигде нормальных нет. К тому же, тут можно спросить у народа, посоветоваться. Меня высота моих прыжков не устраивает".
Один из основных плюсов лагеря – то, что в парке одновременно катаются как новички, так и известные райдеры. К любому можно подойти и попросить совета.
"Мы всегда открыты, готовы помочь", — подтвердил прорайдер Артем Шелдовицкий. Прорайдер – это профессиональный райдер, в данном случае сноубордист, который зарабатывает деньги катанием и выступает за различные фирмы – как правило, производителей оборудования и горнолыжной одежды. То есть уровень его катания должен быть существенно выше обычного. "Этот лагерь, — продолжил Шелдовицкий, — для того и создан, чтобы мы все были друг другу тренерами. Со стороны всегда видно ошибки, даже если ты сам катаешься хуже того, кого ты оцениваешь".
К тому же, здесь почти каждый день проходит какое-нибудь соревнование, в котором могут участвовать все желающие. Одно из самых интересных – Red Bull Roll The Dice. Это прыжковый контест, где участники бросают огромные игральные кости, на ребрах которых написаны градусы вращения и названия грэбов (захватов доски), которые они должны сделать. Таким образом, все оказываются в равных условиях – очень полезный опыт для молодых сноубордистов.
"Сегодня Ярик дважды чисто крутанул 720! — радуется Светлана Бузенкова – мама самого юного участника Roll The Dice 13-летнего Ярослава Ленчевского. – У меня трое сыновей, и все занимаются где-то с двух с половиной лет. Я сама мастер спорта, тренер по сноуборду, муж мой – один из тех, кто первым в Россию привез доски, когда их вообще не было – так что это у нас семейное".
Впрочем, Ярослав – скорее исключение. Он идет по пути профессионального спорта, серьезно занимается в спортшколе и на сборах, выигрывает первенства страны и мечтает победить на Олимпиаде 2022 года. На таких лагерях он может проверить свои силы в борьбе с более сильными и старшими соперниками. Вот только подобных по масштабу больше нет.
"Здесь скорее веселье, чем серьезные тренировки, — рассуждает Светлана. – Но тут трамплины разной высоты, подушка – очень много разных возможностей. К тому же, безопасно. Это место может быть отличным спортивным стартом для ребенка, оно здорово передает атмосферу сноубординга. С другой стороны, если хочешь серьезных спортивных результатов, без спортшколы не обойдешься. Нельзя вырасти в большого спортсмена без муштры. Все красивое, что ребята показывают на Х-Games и Олимпиаде, стоило им большого труда".
Притяжение снежинки
Такие лагеря и соревнования могут определить судьбу.
"Я родился на Ямале и свою первую доску делал с отцом и соседом с нижнего этажа из фанеры, — рассказал нынешний победитель Red Bull Roll The Dice, 24-летний прорайдер Евгений Иванов. – В моем городе Надыме до сих пор негде купить сноуборд. Да и гор там нет, есть небольшие сопки, причем до них мне нужно было идти порядка трех километров по замерзшему озеру через сугробы. Вместо специальных ботинок – валенки, вместо креплений – распиленные ролики и части кастрюли".
И Женю, и Артема Шелдовицкого заметили на сноубордическом лагере, проходившем в 2009 году на Эльбрусе. Там они выиграли местные соревнования, и их пригласили в прорайдеры.
Так называемые коммерческие сноубордисты, то есть люди, зарабатывающие себе на жизнь катанием и не выступающие в официальных мировых и олимпийских первенствах, дают мощное движение именно массовому спорту. Спонсирующим их фирмам нужно продать как можно больше своего товара, то есть досок, лыж, креплений, ботинок. Поэтому ребята выступают на городских шоу, читают лекции, снимают фильмы о горах Камчатки и, тем самым, повышают продажи, заражая зрителей своей "снежной болезнью".
"Для меня самое ценное – когда после лекции подходит ребенок и спрашивает, где ему научиться кататься, — заметил Артем. – Значит, мы добились главного: заинтересовали".
Женя и Артем оба учились в спортшколах, "ставили базу", как они говорят.
"Олимпийское движение дает развитие всему, чего оно касается, — говорит Артем. – Но нам оно не подходит. Если человек идет по этому пути, то на четыре года он просто выпадает из жизни, а мы не готовы на это идти".
"Плюс, там другие ценности, — добавил Женя. – Нас все время спрашивают о трюках, о соревнованиях. Но это ведь не главное. Сноубординг – стиль жизни, культура. Каждое наше катание – некий уход от реальности, Олимпиада показывает другие вещи. Все, что делаем мы, мы делаем для того, чтобы у людей появилась заинтересованность в сноубординге как таковом. Чтобы они взяли доску и пошли кататься, потому что круто – не сделать трюк, а уже просто быть там".
Наверное, это и есть то, чего не хватает прочему олимпийскому спорту, мощно нацеленному на результат. Быстрее, выше, сильнее – въевшийся спортивный девиз, который мешает наслаждаться всем тем, что спорт в принципе дает. Это скорость, вода, снег, ветер в лицо, преодоление страха, наконец. Ведь я все же прыгнула с того трамплина, и простой восторг от свершившегося тут же погнал меня на него снова.
Массовым спорт может стать не тогда, когда мы будем считать, сколько машин подарил президент призерам Олимпиады, а когда спортсмены нам объяснят, как это здорово: бежать, прыгать, плавать или первым раскатывать свежий снег. А взятие последнего барьера на долю секунды быстрее соперника – это часто мотивация только смотреть, но не пробовать.