Порошенко обанкротил легендарный "Южмаш"
Автор: Дмитрий Киселёв
Символом разрухи украинской промышленности стал ракетный завод в Днепропетровске "Южмаш". Именно там создали первую советскую боевую ракету Р-1. Там же — первую в мире ракету, способную нести ядерный заряд. А уже в 1962-м на вооружение принята днепропетровская Р-16, межконтинентальная баллистическая, способная достать и Америку.
Историческим было создание ракетного комплекса Р-36М (по классификации НАТО — SS-18 "Сатана") с многоцелевой межконтинентальной баллистической ракетой тяжелого класса, с разделяющейся головной частью. Это был гарантированный ответный удар. Именно тогда, в начале 70-х, американцы назвали "Южмаш" "фабрикой смерти". А в СССР Днепропетровск носил негласный титул столицы советского ракетостроения.
Заложенный в 1944 году как автомобильный завод уже в 1951-м был перепрофилирован под производство межконтинентальных ракет. "Южмаш" пережил и распад Советского Союза, и голодные 90-е, и даже пятилетку Ющенко. Благодаря связям с Россией "Южмаш" всегда был обеспечен заказами. Прошлогодний госпереворот доконал "Южмаш".
Автор: Дарья Григорова
Меньше всего это похоже на предприятие стратегического назначения. Территория зарастает лесом, проходные заброшены. Большая часть завода, кажется, не охраняется. Остался только забор, который по-прежнему тянется на километры.
За забором теперь не ядерный распад, а обыкновенный. Из стен ракетного цеха вываливаются кирпичи. Здание белого цвета — цех сборки ракет-носителей "Зенит", последнее что производилось на заводе. Но и этот проект остановлен — "Зенит" на 70% состоит из российских компонентов.
"Нас заставили функционировать без связи с Россией. Так там, где действительно надо остановиться, посотрудничать с Россией, надо это делать, но осознанно, чтобы это было понятно. И с технической, экономической и военно-политической точек зрения. А просто взять все и прекратить — это абсолютный абсурд", — считает Леонид Кучма, бывший директор "Южмаша", экс-президент Украины.
Леонид Кучма у руля "Южмаша" провел больше, чем в президентском кресле. Бывший руководитель страны предлагает работать с теми, кого нынешний — Петр Порошенко — только и называет "врагами". Без украинских телекамер для нашего телеканала "Россия 1" он говорит о сохранении отношений с Россией любым путем.
"Я думаю, сегодня надо на линии всех общественных организаций искать компромисс, встречаться, общаться, пытаться понять друг друга. Если бы я не хотел жить в мире в Россией, я бы в Минске не сидел. Хотя мне уже на печи можно сидеть с удовольствием, но я сижу в Минске", — сказал Кучма.
Пытается ли бывший президент донести эту здравую идею до своего коллеги, неизвестно. В Киеве любая мысль о связях с Россией отбрасывается. В Днепропетровске, где каждый второй так или иначе связан с ракетной отраслью, жителям остается только вспоминать былые времена.
На одном заводе ракеты "штампуют, как сосиски" — именно эту фразу сказал Хрущев после посещения завода. Но теперь на проходной — тишина, завод работает раз в неделю. Заказов, как и зарплаты, нет.
Рабочим не платят с апреля. Долги предприятия на начало 2015 года — это последняя публичная статистика — 640 миллионов гривен. Во-первых, это зарплата. Кстати, средняя у инженера — всего 2 тысячи 500 гривен, то есть чуть больше ста долларов. Во-вторых, "Южмаш" — должник по коммунальным платежам. Рабочие говорят, что электричество есть только в административном корпусе. В остальных на замке даже туалеты.
Ракета "Сатана", а также десятки других — дело рук главного конструктора ракетных двигателей на твердом топливе Владимира Ивановича Кукушкина. Он работать на "Южмаше" начинал еще при Королеве. Тогда это была работа мечты — самое секретное предприятие страны, не было даже названия, только "почтовый ящик №186". Сейчас, наоборот, осталось одно имя.
"Власти стоят и кричат: мы — космическая держава, самое мощное государство в мире и самый мощный в мире завод. К сожалению, государственного заказа нет. И это — наша беда. Завод, чтобы выжить, делал трамваи, троллейбусы", — рассказал Кукушкин. Транспорт общественный вместо космического, но и это не приносит доход.
Петр Порошенко на "Южмаш" приезжал, обещал помощь. Но 80% годовой выручки — это производство ракет-носителей "Зенит" для российской космической программы. Остальные 20% — сотрудничество с западными партнерами, но, например, США уже отказались от украинской техники после нескольких аварий.
Зато стремительно нищающим днепропетровцам "Блок Петра Порошенко" предлагает проголосовать на местных выборах за своего кандидата. Максим Курячий обещает "порядок в городе". Но сами выборы — одни из самых грязных.
Другого кандидата в мэры деловой столицы Украины побили. Юрий Помазан уверяет, что на него нападали пятеро.
Еще хуже ситуация в Харькове, где вероятного победителя на выборах мэра Михаила Добкина избирком не зарегистрировал.
"Все проблемы с выборами есть лишь в тех регионах, где сегодня очень высокий рейтинг у оппозиционного блока. Я не видел ни разу реакции президента на незаконные действия со стороны его же подчиненных в Харьковской области. Значит, ему это нравится, его это устраивает, значит, он благословляет", — считает Добкин.
Но вместо оппозиции избирателю предлагают эффектных девушек. Например, кандидатка в мэры Одессы Валерия Прокопенко. В свой 21 год она наверняка впишется в женскую команду Михаила Саакашвили. А в облсовет Харькова баллотируются сразу шесть девушек, все — из "Радикальной партии" Олега Ляшко.