30 июля 2015, 20:44 30 июля 2015, 21:44 30 июля 2015, 22:44 30 июля 2015, 23:44 31 июля 2015, 00:44 31 июля 2015, 01:44 31 июля 2015, 02:44 31 июля 2015, 03:44 31 июля 2015, 04:44 31 июля 2015, 05:44 31 июля 2015, 06:44

Программа "Энергетика": "Турецкий поток" русского газа, умная нефтедобыча и бензин без серы

  • Программа "Энергетика": "Турецкий поток" русского газа, умная нефтедобыча и бензин без серы
"Турецкий" и "Северный" потоки: как голубое топливо из России пойдет в Европу. Умные технологии: какие новинки используют нефтяники и почему месторождения не обходятся без цифровой электроники. Россия переходит на новый экологический стандарт топлива – Евро-5.

"Турецкий" и "Северный" потоки: как голубое топливо из России пойдет в Европу. Умные технологии: какие новинки используют нефтяники и почему месторождения не обходятся без цифровой электроники. Россия переходит на новый экологический стандарт топлива – Евро-5.

Поставки российского газа в Европу

На днях министерство энергетики направило Турции проект межправительственного соглашения для первой нитки "Турецкого потока". Мощность этой нитки будет составлять 15,75 миллиарда кубометров, то есть весь газ пойдет на нужды республики.

Как обстоит дело со строительством нового газопровода?

Общая мощность газопровода "Турецкий поток" – 63 миллиарда кубометров газа в год. По проекту он состоит из четырех ниток. Одна из них полностью рассчитана на Турцию — второй по величине после Германии рынок сбыта российского газа. Еще две должны пойти на снабжение голубым топливом Европейского союза. Но будут ли они созданы? Недавно министр энергетики Турции официально заявил, что Анкара не пойдет на уступки Москве по "Турецкому потоку".

"Турция хочет, чтобы газ, зашедший на ее территорию, становился ее собственным газом, то есть на границе Турции она бы покупала этот газ по некой фиксированной стоимости и дальше перепродавала бы в Европе. Примерно то же самое предлагала Украина — переход прав собственности на газ с западной границы на восточную между Россией и Украиной. Но у Турции принципиальная позиция, потому что сам по себе "Турецкий поток" — и труба, и транзитные деньги — ей не так интересны, как торговля газом", — поясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Совместная продажа газа не просто не устроит Россию, но и, как говорят эксперты, противоречит европейскому законодательству. Путь от производителя к покупателю должен быть максимально прямым и коротким, но именно Анкара предлагает добавить в цепочку еще одно звено.

"Это полностью противоречит философии развития газового рынка ЕС. И здесь это будет редкий случай, когда Брюссель окажется на нашей стороне. Если Турция намерена перепродавать российский газ, то он будет еще дороже обходиться европейскому потребителю. Ведь Турция будет транзитером не только российского газа: она собирается транзитировать азербайджанский, иранский газ. Получается, что она может и в отношении к этому газу занять аналогичную позицию", — предполагает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Альтернатива поставкам в Европу есть: на Санкт-Петербуржском экономическом форуме "Газпром" объявил о строительстве "Северного потока-2" – двух новых ниток, которые пойдут прямиком на европейский рынок. Больше того, речь идет о тесном сотрудничестве "Газпрома" с европейским бизнесом.

"Северный поток" идет в немецкий Грайсфвальд, откуда уже создана система доставки газа от Германии до Восточной Европы. Сегодня уже ведутся поставки газа по "Северному потоку" и в Словакию, и Чехию. И сейчас Чехия уже строит газопровод до Баумгартена. Там нужно только расширить эту газовую систему, и вы получите канал доставки российского газа по Балтийскому морю и далее через Германию в австрийский Баумгартен, откуда газ можно доставлять до рынка Италии. А рынок Италии в этой ситуации ключевой, потому что основные объемы что "Южного потока", что "Турецкого потока" планировались именно для итальянского рынка", — рассказывает Константин Симонов.

В этой связи затягивание согласования проекта со стороны Турции может стоить ей серьезных денежных средств – ведь взаимовыгодное сотрудничество с надежным российским партнером может дать стране возможность стать одним из крупнейших газовых хабов не только в Европе, но и в мире.

"Умные" технологии

В ходе строительства газотранспортных магистралей из России в сторону Европейского союза будут использоваться самые современные методы.

Если говорить о ТЭКе в целом, "умные" технологии уже внедряют. Например, в нефтянке без современной электроники на месторождении, буквально, никуда. С ее помощью определяют маршрут бурения скважины, узнают о малейших изменениях в нефтеносном пласте, предотвращают серьезные аварии.

Какое место занимают цифровые технологии в Югре на Самотлорском месторождении?

В буквальном смысле слова с высоты птичьего полета беспилотный летательный аппарат наблюдает за всем, что происходит на месторождении. Каждый полет длится два часа. Техническое оснащение аппарата позволяет зафиксировать малейшие неполадки: от прорыва трубопровода, начинающегося лесного пожара до попытки незаконного проникновения на территорию месторождения.

"Контроль осуществляется круглосуточно, производится по плановым маршрутом, которые разработаны. Также производятся полеты, аварийные вылеты в случае обнаружения тех или иных ситуаций", — говорит начальник отдела эксплуатации трубопроводов ОАО "Самотлорнефтегаз" Александр Парипский.

Видео на монитор получает оператор летательного аппарата, если на улице день. А вот ночью включается тепловизор, и картинка окрашивается в желто-оранжевые цвета. Кроме пилота в режиме реального времени всю информацию фиксируют в диспетчерском пункте. Сюда же стекаются данные от датчиков, которые работают в буквальном смысле слова под землей, в добывающих скважинах. Они измеряют температуру нефтяного пласта, объем добываемой жидкости и скорость работы погружного насоса. Все вместе они образуют единую систему так называемого "интеллектуального" месторождения.

"Система принимает, выдает аварийные сигналы. И мы оперативно уже принимаем действия, мероприятия проводим с данной скважиной. Оперативно одним нажатием мышки, наведением курсора, буквально в течение пары минут можно сделать какие-либо вмешательства", — рассказывает и.о. начальника ЦДНГ-3 ОАО "Самотлорнефтегаз" Александр Федотов.

Например, изменить скорость центробежного насоса или увеличить давление в нагнетающей скважине. Интеллектуальная система позволила оптимизировать и работу персонала.

Каждый сотрудник Самотлора, который, что называется, работает в полях, носит в кармане устройство – оно называется треккер. Встроенный датчик GPS передает точные данные о местонахождении его владельца. Например, в случае аварии, диспетчеры определяют, кто из операторов находится ближе всего к месту происшествия, а дальше звонят прямо на треккер и сообщают, что необходимо делать.

Но, как правило, до таких случаев не доходит. Технологии XXI века, в первую очередь, созданы предупреждать аварии. Одно из подобных новшеств – метод сплошного сканирования трубопровода. Бригада из трех специалистов обследует участок трубы при помощи небольшого прибора на колесиках. Нефтяники называют его "утюжок". Он и правда будто утюжит, сканирует каждый участок трубы электромагнитным полем.

Специалисты тут же получают информацию о том, есть ли на данном участке дефект. И если информация подтверждается, при помощи ультразвука устанавливается конкретная точка, где, к примеру, толщина стенки трубы стала критически тонкой.

"Этот метод применяется с 2012 года. У нас мы выявили где-то полтора километра дефектной трубы и заменили ее собственными силами, то есть без привлечения подрядчика. И после ремонта мы провели экспертизу промышленной безопасности и получили продление на определенный срок без ремонта всего участка трубопровода", — не без гордости рассказывает начальник отдела технического надзора компании Роман Биктимиркин.

Современная нефтянка сегодня в прямом смысле слова синхронизировалась с информационными технологиями. Буквально все сферы отрасли внедряют передовую электронику, без которой качественно добывать или перерабатывать нефть в современных реалиях уже невозможно.

Новости коротко

О других событиях недели, которые повлияли на отрасль, в нашей постоянной рубрике "Новости одной строкой".

Перечень компаний, которые имеют право на экспорт сжиженного природного газа, может быть расширен после 2017 года. Такое заявление сделал министр энергетики России Александр Новак.

В Сербии дочерняя компания "Газпром нефти" к 2019 году построит теплоэлектростанцию на газе. Строительство должно начаться уже в следующем году. Мощность станции в Панчево составит 140 МВт.

В Иране ежедневно производится 63 миллиона литров бензина. Такое заявление сделал генеральный директор Иранской национальной компании по производству и распределению нефтепродуктов. Он подчеркнул, что качество топлива на НПЗ страны резко выросла за последнее время и теперь соответствует экологическому стандарту Евро-4.

Что такое класс Евро-5 и как производится новое топливо

Россия переходит на новых экологический стандарт Евро-5 уже с 1 января 2016 года. Новый ГОСТ, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей, разрешает использовать более высокие показатели насыщенных паров в ходе производства бензинов. Съемочная группа побывала на Московском НПЗ и выяснила, что такое класс Евро-5 и как производится новое топливо.

К переходу на новые стандарты здесь готовились заранее. В 2011 году на Московском НПЗ началась масштабная технологическая модернизация. И уже два года спустя завод полностью перешел на новый стандарт топлива класса Евро-5. В отличие от своих предшественников Евро-4 и Евро-3, новый класс 5-й серии отличается более высокими экологическими показателями.

"Например, в бензине содержание серы составляет 10 миллионных частей. По большому счету, двигатель таких количеств уже не чувствует. Это исключительно экологическая характеристика, которая направлена на то, чтобы с автомобильного выхлопа не выбрасывались прежде всего сернистый ангидрид (SO2) и серный ангрид (SO3). То есть, это направлено на сохранение здоровья людей", — подчеркивает доцент кафедры применения нефтепродуктов РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина Леонид Багдасаров.

Если взглянуть на количественные показатели главным образом серы, то ее массовая доля в бензине снизилась в пять раз. Как говорят химики, с технической точки зрения — незначительно. Но даже небольшое уменьшение выбросов на атмосфере сказывается довольно серьезно – снижение соединений серы в воздухе составило 32 процента. Такова официальная статистика – исследования велись два года, с 2013 года, когда московские заправки частично перешли на новый класс топлива.

Над производством экологичного топлива на Московском НПЗ работают колонны-гиганты. Для начала – первичная обработка. Ежечасно на фракции здесь разделают около полутора тысяч кубометров нефти. Отдельные компоненты поступают на второй этап: часть из них – на изомеризацию. Установку, мощностью 650 тысяч тонн в год, построили специально для нового класса бензинов. Она позволяет выпускать высокооктановый компонент топлива с нулевым содержанием серы, ароматических и непредельных углеводородов.

"Ароматические углеводороды обеспечивают бензинам высокое октановое число, без которого нельзя обойтись ни одному современному двигателю. Поэтому для того, чтобы достичь и цели экологии, и цели качества собственно бензина, и требуются такого рода установки, которые получают изомеризаты углеводорода также с очень высоким октановым числом, как и ароматические углеводороды, но позволяют исключить ароматические углеводороды из состава бензина", — рассказывает начальник управления по охране труда промышленной безопасности и охраны окружающей среды АО "Газпромнефть – МНПЗ" Юрий Ерохин.

Такой эффект достигается путем сохранения водорода в топливе. Параллельно с этим процессом часть фракций будущего бензина проходит переработку на установке гидроочистки каталитического крекинга. Эта установка тоже была построена в рамках экологической модернизации.

"Происходит нагрев потока и его разделение на легкую часть и тяжелую часть бензина. Тяжелая часть уходит на дополнительную гидроочистку, где происходит глубокое обессеривание для класса 5", — продолжает экскурсию по заводу исполнительный директор, руководитель проекта по преобразованиям и операционным улучшениям АО "Газпромнефть – МНПЗ" Владимир Галкин.

Изготовление Евро-5 невозможно без установки такого типа. По сути, это предпоследняя инстанция до готового продукта. Далее элементы идут на финишную доочистку и смешиваются. Уже сейчас Московский НПЗ производит новое экологичное топливо в среднем для 40% потребителей московского региона. Модернизация завода продолжится до 2020 года.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация